> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с гражданами пожилого возраста, инвалидами и иными категориями граждан > Программа по обучению кройки и шитью «Белошвейка» для пенсионеров и инвалидов

Характеристика проблемы, актуальность реализации программы

         Научится шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол, и заканчивая семидесятилетней бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки. Самое сложное в этом процессе понять, что ты можешь, что ты должен сделать, что бы научиться шить. 

         Программа кружка «Белошвейка»   раскрывает множество особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды,  стилей одежды и, самое главное воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый уважающий себя человек стремится быть уникальным, тем более женщины, но в наш кружок мы ждем и мужчин, так как из многих всемирно известных модельеров, так же создают моду именно мужчины. Навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность им шить любые изделия по своему выбору и вкусу. Это имеет большое значение в дальнейшей жизни. Все это определяет новизну данной программы.

         Людям старшего возраста бывает очень непросто подобрать в магазине красивую одежду, которая подходила бы по размеру и подчеркивала индивидуальность красавицы. Особенно непросто приходится дамам с нестандартными фигурами: грудь может быть слишком пышной, а талия- слишком тонкой для этого красивого платья.По схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, даются навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры. Но если женщина обладает не только хорошим вкусом, но и имеет ряд практических навыков шитья, ей ничего не стоит сшить себе платье, которое идеально сядет на ее фигуру и отлично подчеркнет красоту ее обладательницы. Причем при пошиве обновки женщину будет ограничивать только фантазия. Обладая навыками моделирования, кройки и шитья, очень легко сшить платье практически любого фасона! Кроме того, навыки модельера, которые девушка сможете освоить, позволит добиться высоких доходов, а, возможно, и всемирной известности!

         Поэтому  актуальность программы заключается в том, что все посетители кружка, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, смогут  самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, научиться одеваться сами и одевать других без лишних затрат. Еще одна важная особенность данной программы состоит в обучении пенсионеров и инвалидов. Ведь шитье- это и некая терапия развивающая  фантазию и мышление, а также мелкую моторику рук. Практические занятия воспитывают в человеке терпение и усидчивость.

         В нашем городе Новом Уренгое существует несколько курсов кройки и шитья, но мы в нашем Центре хотим создать это направление с некой  изюминкой, т.е. дополнительно изготавливать костюмы для нашего театра, планируем проводить фотоссесии в образах актеров. Так же можно заняться благотворительностью, например, сшить постельное белье для одиноких и малоимущих граждан. И еще, нашим одиноким пенсионерам, будет очень приятно получить на праздник в подарок, сшитый нашими рукодельницами, рушник или платочек.

Анализ практического опыта

         Еще несколько веков назад люди стремились к тому, чтобы модная одежда была бы не просто функциональной, но и красивой. На первый взгляд вся одежда, так или иначе, всего лишь покрывает тело человека и греет его, но есть огромная разница между обычным платьем и платьем, которое заставляет смотреть Вам в след.

         В прошлом, одежда превращалась из скучнойв интересную при помощи искусства отделки. Модные «штучки» типа: шнурков, лент, тесьмы, кисточек -все они представляют собой превосходные примеры отделки, которыми пользовались «дома» высокой моды в 18 веке. Но сегодняшняя мода расценивает все эти вышеприведенные украшения и аксессуары, как что-то из ряда вон выходящее. Это произошло вследствие того, что развитие шитья и отделки поднялось на еще более высокий уровень.

         В современном мире мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние на современных людей. Тем более одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно уникальна.

         Искусное шитье и отделка, выполненная мастером, оценивались, как показатели статуса, особенно в эпоху викторианской моды, чтобы другие могли сразу понять, что он принадлежит к высшему обществу того времени.

         Это было время, как раз перед изобретением швейной машины, следовательно, все эти украшения к одежде выполнялись вручную. Суть этого метода заключался в том, что людям приходилось платить по часам за работу швеи, чтобы закончить вовремя  все заказы. Шитье и отделка для каждого предмета одежды «вставали» заказчику в очень кругленькую сумму денег. Результат этого экономического эффекта состоял в том, что платье с большим количеством добавленных украшений стало символом особого статуса в обществе, так как оно представляло человека, имеющего финансовые средства, позволявшие иметь ему такую одежду.

Появление швейной машинки

         В новом веке швейные машинки вроде тех, которые выпускаются компанией Zinger, обрели большую популярность и во многом облегчили само шитье по сравнению с прошлым веком. Простой, легкий в использовании проект швейной машины  сделал шитье и отделку одежды с более сложными элементами очень простым процессом даже в домашних условиях.

         Самым очевидным эффектом изобретения было то, что когда эти машины стали еще популярнее среди масс, они стали медленно терять свою популярность среди людей высших сословий. Конечным результатом стало то, что популярность шитья и отделки в области моды стало обратно пропорционально – одно поднялось, а другое потеряло свою популярность.

 Шаг в современную эру

         С последнего десятилетия 1930-х, отделка во множестве своих форм не имела широкого распространения и популярности. Некоторыми примечательными исключениями остались такие вещи, как окаймленные жилеты, изготовленные в стиле кантри, который был широко распространен в 1990-ые и популярен в моде богато украшенной домашней одежды в 1980-ых.

         Шитье и рукоделие в целом выступали ключевым элементом в женского  обучения в Российской Империи. Все девушки, поступившие в Российские школы, обучались основам шитья.

         Хотя женские школы готовили к нескольким видам профессиональной деятельности, все они имели отношения к производству одежды, отражая домашнюю идеологию.

         Единственной профессией, которой их действительно обучали, была профессия швеи. Шитье давало возможность бедным городским женщинам зарабатывать на жизнь, а также вносить свой вклад в семейн6ый бюджет, работая на дому и не нарушая домашних и семейных идеалов правительства и общества.

         К 1870г. шитье стало обязательным предметом для всех участниц начальных и средних школ. Всего в период между 1860 и 1914гг. были основаны сотни школ и швейных мастерских, в которых девушек и женщин обучали искусству шить, вязать, вышивать  и изготавливать шляпки и искусственные цветы. Однако опираясь на собственный подход к профессиональному образованию, подобные школы подрывали старую ремесленную систему, готовившую швей и портных. Теперь учеников выпускали не мастера, сертифицированные гильдиями, а учителя, получившие сертификат от государства.

         Фундаментальная связь между мастером и учеником, формировавшаяся за счет приобретения навыков, была разрушена. Работа, считавшаяся квалифицированной, перестала быть таковой. Настаивая на том, что все женщины должны уметь шить, правительственные чиновники при поддержке образованных слоев населения превратили шитье в универсальное женское умение, которое подрывало само понятие мастерства. А как может считаться престижным то ремесло, которым владеет каждая женщина? Этот фактор вел также к снижению уровня качества работы и, соответственно, к неизбежному снижению заработной платы.

         Но прежде всего общество перестало ценить рукоделие в общем и целом. Работа, выполняемая дома, оценивалась как неквалифицированная. Многие рассматривали шитье не как профессиональный труд в целом, а лишь как часть домашней работы. Учитывая, что женщин, занимавшихся шитьем, было много, работодатели платили им не так, как квалифицированным ремесленникам, а в условиях повышенной конкуренции, протесты были практически безосновательны. За исключением нескольких известных ремесленниц, большинство швей и портных не зарабатывали даже прожиточного минимума, потому что их работа считалась неквалифицированной.

         В 1889-1890-х гг. в Санкт-Петербурге состоялся Первый съезд по техническому и профессиональному образованию, на котором была создана отдельная секция, посвященная женскому профессиональному образованию.

         По мнению президента женской секции Я.Т. Михайловского, в то время, как другие профессии женщины должны еще «отвоевать» у мужчин, область женского рукодельного труда им исконно принадлежала и принадлежит, и подобает только улучшать ее. Хотя это утверждение-что шитье сфера исключительно женская и в ней может быть конкуренции между мужчинами и женщинами, не совсем соответствовала действительности. В портновском ремесле было задействовано немалое количество мужчин, в большинстве своем иностранцев, мужчины держали свои мастерские, ателье и магазины женского платья.

         Показательно, что при попытке сформировать единый стандарт преподавания обнаружилась сама противоречивая природа вопроса о статусе шитья в России. Как могли все молодые женщины обучаться одинаково, если одним шитье нужно было на уровне домашнего рукоделия и штопанья, а другим для профессионального мастерства и пошив на заказ или продажу?

         Так или иначе, во второй половине 12 в. С ростом популярности курсов шитья многие женщины открывали собственное ателье, не имея опыта работы учениками или подмастерьями. Учитывая невысокий уровень подготовки, на образование портных смотрели сквозь пальцы-главное, чтобы они удовлетворяли нужды покупателей.

         Многочисленные школы шитья и рукоделия Санкт-Петербурга конца 19 в. Можно классифицировать по следующему признаку: школы, пользующееся субсидиями Городской Думы и школы, находящиеся на  самообеспечении. Всего в Санкт-Петербурге на тот момент за счет Городской думы действовало около 20 частных профессиональных школ в сфере шитья и рукоделия.

         В женских профессиональных школах обучалось от 20 до 50 учениц. В среднем, курс кройки и шитья в зависимости от заведения, интенсивности и продолжительности- стоил около 40 рублей в год (для справки: средняя заработная плата в России в 1870 году составляла примерно 31 рубль в месяц.

         С начала 20 века все больше выражается тенденция открытия курсов и школ иностранцами, среди которых преобладали и женщины. В основном это были портнихи из Бельгии и Германии, так в 1911 г. появляется прошение о разрешении германской подданной А. Валь об открытии своей школы, а в 1913 г. бельгийской подданной Е. Лангфис.

         Годом раньше были учреждены академические курсы кройки и шитья,  так мы можем судить о составлении профессионального уровня обучения. В конце 19 столетия появилась узкая специализация, например, в 1892г. открывается целая школа шитья  шляп мастерицы Ц. Кизиневич. В 1895г. такую же школу открывает О. А. Добровольская.

         На Невском проспекте 88 существовали «Парижской школы», в которой полный курс стоил 30 рублей, столько же стоила полная программа обучению шитью. Реклама курсов обещала «Развитие вкуса при мастерских по парижским моделям». При курсах также существовали мастерские дамских нарядов.

         Мода постоянно вращается по кругу еще с традиций викторианской моды. Сегодня снова в моде платья, сшитые и отделанные вручную, ведь это намного сложнее, чем мануфактурное производство, и, следовательно, должно цениться в большей степени. Кажется, пока существует рынок, требующий высококачественной, изготовленной вручную одежды, в мире моды будет место для искусства хорошей отделки.

 

Нормативные правовые акты

          Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко.

         Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

         Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

         По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы.

Социальная политика и автономного округа ориентирована на социальную защиту граждан пожилого возраста. Вместе с тем качество жизни граждан пожилого возраста характеризуется не только размером полученных мер социальной поддержки, но и организацией социального обслуживания, направленное на продление жизненной активности граждан пожилого возраста, в том числе и  путем  разработки и принятия программ и мероприятий в интересах старшего поколения.

         Так программа «Белошвейка» проводится  Центром как мероприятие по использованию трудовых возможностей и обучению профессиональным навыкам граждан пожилого возраста и инвалидов (трудотерапия).

         Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода труда, которую следует рассматривать как универсальный конституционно-правовой принцип, применимый ко всем видам законопослушной трудовой деятельности человека. Под трудовой деятельностью в данном случае имеется в виду любой род или вид занятий человека, предполагающий применение и использование его физических и (или) интеллектуальных способностей, знаний и умений. Каждый человек имеет право на трудовую деятельность, причем преимущественно в целях удовлетворения своих личных интересов и потребностей. Труд способствует наиболее полному и гармоничному развитию личности и выполняет важную социальную функцию.

         Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе и в сфере социального обслуживания. Положения о вовлечении граждан пожилого возраста и инвалидов в различные формы трудовой деятельности, по средствам оказания социально-трудовых услуг, закреплены в Федеральном законе  от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». На региональном уровне данные нормы подкреплены Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».

Основная цель программы

         Овладение специальными умениями и навыками в области технологии изготовления одежды, а так же отработка способностей к длительным трудовым действиям.

Основные задачи программы

         1.Ознакомить с устройством швейной машины, обучить работе на ней:

— научить выполнять разнообразные виды швов.

— научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий.

— научить подбирать материал для изготовления швейного изделия.

  1. Научить работать с выкройками и чертежами:

 —  научить определять название и форму деталей кроя.

  1. Стимулировать и расширять знания об изменениях фигуры человека. Применять при их расчете конструкции швейного изделия.
  2. Обучить изготовлению выкроек. Развить аккуратность и точность при выполнении графических работ:

  — научить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время.

  1. Обучить технологии обработки ткани:

—  научить выбирать последовательность  операций по изготовлению.

—  научить определять название и форму деталей кроя.

  1. Ознакомить с видами одежды.

Срок реализации программы: программа будет реализована в 2015-2016 годах.

 Сведения о ресурсах: Административные ресурсы. Общее руководство программы   осуществляет   директор   ГБУ ЯНАО «ЦСО в МО г. Новый Уренгой» И.Н. Ахтемова.

Кадровые ресурсы. Исполнителем  программы является социальный работник ГБУ ЯНАО «ЦСО в МО г. Новый Уренгой» Т.Н. Мацакова

Механизм реализации программы

Программа реализуется по следующим этапам:

 1 этап – Подготовительный:

  1. Информирование пенсионеров и  инвалидов  об организации   кружка кройки и шитья «Белошвейка», через рекламную деятельность: разработка рекламной продукции и проведение информационной деятельности (распространение рекламной продукции).
  2. Разработка плана занятий.
  3. Организация и проведение собрания в рамках реализации программы, также разработка программы, организация и проведение занятий.

2 этап – Основной:

  1. Организация и проведение занятий согласно разработанному плану

3 этап – Заключительный:

  1. Подведение итогов работы по программе.
  2. Анализ проделанной работы и достигнутых результатов(издание фото журнала).
  3. Демонстрация сшитых изделий: (юбка, платье).

Критерии оценки и показатели эффективности программы

№ п\п

Наименование

Кол-во в 2015

Планируемое кол-во в 2016

Общее кол-во за 2015-2016

1

Количество занятий по программе

40

40

80

2

Количество пенсионеров и инвалидов, обученных по данной программе

10

10

20

 

         Впервые в ГБУ ЯНАО «ЦСО в МО г. Новый Уренгой» была разработана  и  реализована программа  «Белошвейка» по обучению кройки и шитью пенсионеров и инвалидов города Новый Уренгой 

         Курсы кройки шитья –это возможность научится шить легко и быстро! Главной целью является получение новых знаний и  умений, приобретение навыков по крою, шитью и обработке одежды, штор, игрушек.   На данном курсе все пенсионеры и инвалиды познакомятся с особенностями своей фигуры, а так же технологиями кройки и сборки вещей (юбки и платья).

         В 2015 году  было организовано и проведено 40 занятий, в которых приняли участие 10 человек.

         В преддверии  9 мая,  по инициативе всех участников программы, были раскроены и сшиты для ветеранов ВОВ проживающих в доме системы социального обслуживания  подарки, в виде фартуков и прихваток, которые были им подарены 8 Мая.

Перспективный планпроведения занятий

по программе  «Белошвейка»на период с 2015-2016годы

 

урока

Наименование темы

Задачи

 

Форма

Кол-во

мин

Итог

1

Введение.

-Инструктаж.

-Машиноведение.

-Материаловедение.

 

-Знакомство с техникой безопасности.

-изучение швейных машин

-Знакомство с видами тканей.

-викторина по технике безопасности

-изучение составных частей швейных машин

-изучение классификации текстильных волокон и их свойства. Определение направление нитей основы и утка.

15мин.

60мин.

15мин.

1ч30м

2

Функция швейной машины.

-выполнение основных машинных швов.

-изучение прямых, потайных, двусторонних и др. швов.

-упражнение

90мин

1ч30м

3

Пошив наволочки

-раскрой наволоки

-изготовление изделия

-изучение бельевого шва.

-швейное дело

30мин

60мин

1ч30м

4

Пошив прихватки

-раскрой прихватки.

-изготовление изделия

-изучение, и выполнение сметывания и стачивания изделия.

-швейное дело

30мин

60мин

1ч30м

5

Пошив фартука

-снятие мерок

-конструирование фартука

 

-получение начальных навыков по снятию мерок.

-получение навыка по изготовлению выкройки.

-упражнение

 

 

-упражнение

30мин

30мин

30мин

1ч30м

6

-моделирование фартука

 

-технология изготовления и последовательность обработки изделия.

-получение знаний в плане моделирования, создание индивидуального кроя.

-знакомство с техникой соединения деталей и обработки деталей изделия.

-упражнение

 

-швейное дело

30мин

 

60мин

1ч30м

7

Пошив прямой двух шовной юбки с разрезом сзади.

-снятие мерок, конспектирование.

-конструирование юбки

-получение навыка измерения фигуры, определение размера.

-получение навыка по изготовлению выкройки.

-упражнение

 

 

-упражнение

30мин

 

 

60мин

 

 

1ч30м

 

 

8

-конструирование юбки

 

-моделирование юбки

-получение навыка по изготовлению выкройки.

-получение знаний в плане моделирования, учитывая особенности фигуры.

-упражнение

 

 

-упражнение

60мин

 

 

30мин

1ч30м

9

-моделирование юбки

 

-перенесение выкройки на ткань (раскрой)

-получение знаний в плане моделирования, учитывая особенности фигуры.

-получение навыка при раскрое изделия с учетом на припуски.

-упражнение

 

-упражнение

30мин

 

60мин

 

 

1ч30м

10

-технология изготовления и последовательность обработки юбки.

-технология изготовления и последовательность обработки пояса с клеевой.

-получение навыка на выполнение и обработку более сложных соединительных швов.

-получение навыков работы с клеевой.

-швейное дело

 

 

-швейное дело

60мин

 

 

30мин

1ч30м

11

-технология изготовления и последовательность обработка пояса с клеевой.

-вшивание замка-молнии.

-получение навыка работы с клеевой.

 

 

 

-знакомство с техникой вшивания замка-молнии.

-швейное дело

 

 

 

 

-швейное дело

30мин

 

 

 

 

60мин

1ч30м

12

Пошив прямого платья.

-Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

 

 

-получение навыка измерения фигуры, произведение расчетов с учетом припусков.

 

 

 

-конспектирование

 

 

 

90мин

 

 

 

 

1ч30м

13

-построение чертежа на миллиметровой бумаге (перед)

-произведение расчетов для построения и нанесения конструктивных линий.

-упражнение

90мин

1ч30м

 

 

14

-построение чертежа на миллиметровой бумаге (перед)

-произведение расчетов для построения и нанесения конструктивных линий с помощью лекала.

-упражнение

90мин

1ч30м

15

-построение чертежа на миллиметровой бумаге (спинка)

-произведение расчетов для построения и нанесения конструктивных линий.

-упражнение

90мин

1ч30м

16

-построение чертежа на миллиметровой бумаге (спинка)

-произведение расчетов для построения и нанесения конструктивных линий с помощью лекала.

-упражнение

90мин

1ч30м

17

-перевод чертежа с миллиметровки на кальку.

-раскрой ткани по полученным выкройкам.

-получение навыка правильного перевода выкройки на кальку.

-получение навыка правильного расположения ткани при раскрое.

-упражнение

 

-упражнение

45мин

 

45мин

1ч30м

18

-сметывание и стачивание вытачек, плечевых и боковых швов.

-изучение технологической последовательности изготовления плечевого изделия.

-швейное дело

90мин

1ч30м

19

-обработка горловины и проймы косой бейкой.

-получение навыка работы с косой бейкой.

-швейное дело

90мин

1ч30м

20

-обработка низа изделия.

-изучение обработки низа изделия.

-швейное дело

90мин

1ч30м

 

Результаты и дальнейшее развитие программы

         Программа  «Белошвейка»  по обучению кройки и шитью» так же будет реализовываться в 2016 году, планируемое количество занятий- 40, планируемое    количество  обучающихся-  10 человек из числа пенсионеров и инвалидов.

         Обучение  кройке и шитью по программу « Белошвейка» – это прекрасная возможность получить начальные знания по пошиву одежды, крою, выбору фасона и стиля, комбинированию цветовой гаммы, различных тканей и элементов одежды.  Пройдя  обучение, каждый пенсионер   инвалид  сможет самостоятельно составить свой гардероб с учетов всех индивидуальных особенностей и потребностей.

         Программа обучения разрабатывается в соответствии с потребностями и возможностями пенсионеров и инвалидов.   Кроме того, принимается во внимание и наличие свободного времени, которое может быть потрачено на приобретение новых знаний и умений.  Обучение ведёт социальный работник Центра, которая имеет профессиональное образование.

         Обучение   кройке и шитью ориентировано на пенсионеров и инвалидов, которые предпочитают заниматься в группе по 5 человек.

         Пройдя  курс обучения, все учащиеся показали  не плохие способности, конечно, получалось не всё сразу, но на выручку  всегда приходил   педагог. Все  учащиеся сшили юбки и платья разных фасонов,  некоторые из учащихся сшили платья своим детям и внукам. В данное время они продолжают  заниматься любимым делом у  себя дома, реализовывая  свои  идеи самостоятельно, планируют перейти на модели более сложного покроя.                                  

         В декабре 2016 года Центр планирует  провести показ сшитых изделий, а учащиеся смогут с гордостью продефилировать и показать свои изделия. 

Финансовые ресурсы

         Реализация данной программы стала  возможной благодаря собственным средствам ГБУ ЯНАО «ЦСО в МО г. Новый Уренгой»

         Для реализации программы было использовано следующее оборудование:

-предоставление  в пользование  мебели;

-предоставление в пользование (универсального  швейного оборудования, утюга, гладильной доски).

Количество просмотров: 1409
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

июнь2017

93336,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин