> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с гражданами пожилого возраста, инвалидами и иными категориями граждан > Программа по внедрению метода работы «музыкотерапия» в работу с клиентами Центра социального обслуживания – «Нота долголетия»

Программа по внедрению метода работы «музыкотерапия» в работу с клиентами Центра социального обслуживания –

«Нота долголетия»

Характеристика проблемы, актуальность реализации программы

          Забота о старшем поколении – острая проблема современного мира, в котором с большой прогрессией растет численность людей старческого периода.

     Повышение качества жизни пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями является одной из приоритетных и наиболее сложных задач системы современного социального обслуживания. Одной из главных целей Центра социального обслуживания становится постоянный поиск новых всевозможных методов работы, направленных на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов. За последнее пятилетие работники Центра социального обслуживания разработали и применили множество способов улучшения качества жизни своих клиентов. Новые программы есть в различных сферах социального обслуживания: медицинской, педагогической, трудовой. Все эти методы нацелены на помощь в адаптации и реабилитации пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, на восстановление и активизацию физических и социальных функций, навыков, возможностей, на решение конкретных проблемных ситуаций, на увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.

     Однако очень мало уделялось в Центре внимания психологической коррекции клиентов Центра, налаживанию их эмоционального состояния, поддержания духовного здоровья. Поэтому специалистами Центра было принято решение найти метод работы, направленный на решение и этого вопроса.

     С незапамятных времен люди находили ответы на решение этих проблем в творчестве, в искусстве. И уже спустя столетия учеными было доказано, что творческая активность человека помогает ему восстанавливать душевные и физические силы и, как следствие, излечиваться от многих недугов. Так появилась арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества.

     Арт-терапия, как метод, безболезненна, практически не имеет ограничений, используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами. Она сочетается практически со всеми методами реабилитации, психокоррекции и адаптации.

     Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: профилактика деменции, наличие психологических проблем, травмы, посттравматическое стрессовое расстройство; невротические и психосоматические расстройства и другие.

     В метод арт-терапия входят множество различных направлений: арт-терапия как таковая (лечение всевозможными техниками изобразительного искусства), кинотерапия, фото- и видеотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, библиотерапия.

     Клиентами ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» являются граждане разных поколений, с разными потребностями, в решении проблем которых, от бытовых нужд, до психологических проблем, нужно всегда искать особый подход. Однако техника арт-терапии универсальна и может быть применима ко всем без исключения. И поэтому специалистами Центра было решено использовать с пожилыми гражданами и лицами с ограниченными возможностями здоровья новый метод работы – музыкотерапию, одно из направлений арт-терапии.

      Была разработана программа «Нота долголетия», задачами которой стала помощь в профилактике эмоционального и физического состояния с помощью классической музыки, оказание психологической поддержки пожилым гражданам и инвалидам, а также формирование и развитие мотивации на сохранение здоровья и продление активного образа жизни.

     В рамках работы этой программы специалисты ЦСО смогут провести ряд сеансов музыкотерапии, направленных на психологическое и физиологическое воздействие. То есть, в зависимости от состоянии клиентов и их проблем, прослушивания тех или иных композиций по самым разным тематическим направлениям, занятия по прослушиванию музыкальных композиций смогут вызвать положительные эмоции, приятные ассоциации, воспоминания и могут существенно улучшить настроение, а также ритм и мотивы музыки смогут воздействовать на участки мозга, вызывая активную работу, и как следствие, улучшение самочувствия.

Анализ практического опыта

     Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться или сосредоточиться.

     Изучение арт-терапии началось в 20-е гг. прошлого столетия с фундаментальных работ немецкого психиатра Ханса Принцхорна, и активно стало развиваться как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.

Со временем конкретные приемы арт-терапии стали самостоятельными направлениями психологической работы, в том числе и музыкотерапия.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

     Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Еще в Библии мы видим страдающего от психического недуга царя Саула и помогающего ему игрой на арфе Давида.

     Музыкальная терапия впервые упоминается в культуре древней Греции. Еще у великого Гомера описывалось, как исполнение мелодичных песен способствовало исцелению ран героев. В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.

     Широко известно учение Пифагора об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях — не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», человек может войти в ритм жизни своего тела, своего окружения, Природы, а затем и подключиться к ритму мирового целого — жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.

     Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

Сохранились сведения, что Пифагор первым начал составлять лечебную книгу музыкальных рецептов, где каждой болезни предназначалась своя мелодия.

Гиппократ, отец современной медицины, активно использовал музыкальную терапию. В древнем Египте с её помощью уменьшали родовые боли.

     Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX в. (например, французский психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в свою медицинскую практику).

     В последние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, США, Голландия, Германия. Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря доказанному сильному воздействию на подсознание человека. Музыкотерапия широко используется в психиатрических больницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи людям с церебральной патологией, зависимостью от лекарств и алкоголя, домах престарелых, хосписах, школах.

    По исследованиям и выводам ученых (В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.М. Догель, И.Р. Тарханов, В.И. Петрушин, Д. Кэмпбелл), к основным показаниям к применению музыкотерапии были отнесены:

улучшение качества жизни у людей, страдающих психическими отклонениями; функциональные заболевания нервной системы, неврозы, тревожность, заикание;

– психологические и эмоциональные проблемы;

– заболевания имеющие психосоматический компонент (язвенная болезнь, астма, гипертоническая болезнь);

улучшение настроения и качество жизни в целом, что особенно часто применяется для людей, находящихся на лечении в больницах;

уменьшение стресса, раздражительности, в том числе и перед операциями;

уменьшение боли: музыка снижает восприимчивость к боли и усиливает ее переносимость при таких заболеваниях как, например, артрит, артроз, хронические боли, мигрени;

улучшение сна.

По мнению исследователей, нет такого заболевания и болезненного состояния, где была бы излишней помощь музыкотерапии.

     Специально подобранная музыка звучит в больницах во время операций, в послеоперационных палатах, в реанимации, снимая психологическое напряжение, помогая бороться с болями, наладить нарушенный сон, снимает депрессию, страхи и сомнения, дает покой и расслабление, может повысить настроение. Одним из научных доказательств стало прослушивание композиции «Времена года» Вивальди во время каких-либо хирургических вмешательств. Больные, отказывались от обезболивающих средств, не испытывали изнуряющих болей. Кроме того, музыка Моцарта и Брамса, играющая в операционных, убирала всяческое напряжение у медперсонала, и операции проходили успешно. 

     Терапия музыкой помогает более быстрому возвращению речи у больных после инсульта, возвращению памяти при тяжелых поражениях мозга. С помощью музыки, а именно композиций Баха, Бетховена, первой симфонии Брамса, можно снять боли и депрессия при родах, а во время беременности прослушивание музыки положительно влияет на развитие ребенка.

     Широко известны примеры европейской практики применения музыкотерапии. Немецкие музыкотерапевты используют классическую музыку для лечения различных заболеваний (язвенная болезнь, болезни сердца). Английский врач Деминг установил, что добавление к обычному лечению прослушивания музыки Бетховена и Моцарта помогало улучшению и рубцеванию язвы. В больницах Голландии изучили помощь музыки в лечении болезней сердца. В домах престарелых музыка оживляет эмоции пациентов, спасая от уныния, давая силы для жизни.

     В Китае массово выпускают музыкальные альбомы с такими названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются и в Японии.

     Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие свое имя, преображаются, услышав музыку своей молодости – к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира. Укреплению памяти помогает все та же известная композиция Вивальди «Времена года».

     Кроме того, что музыкотерапия применяется в качестве метода релаксации. У пожилых людей музыка в терапевтических целях помогает справиться с симптомами болезни Альцгеймера, улучшить координацию при болезни Паркинсона. У школьников музыкотерапия способствует хорошей памяти, помогает бороться с задержками в развитии.

 

Нормативные правовые акты

            Уровень и качество жизни человека, и пожилого человека в том числе, определяется различными критериями. Одними из основных критериев выступают: уровень удовлетворенности физическим и эмоциональным здоровьем, вовлеченностью в общественную и культурную жизнь, активность в обществе. И как показывает практика, эти понятия очень тесно взаимосвязаны. Не может быть здорового эмоционального и психического состояния без полноценного участия в общественной и культурной жизни.

         Конституция Российской Федерации закрепляет такое право человека – как право на участие в культурной жизни. Так же Российская Федерация участвует в значительном числе конвенций и международно-правовых договоров, в той или иной мере посвященных регулированию творческих отношений в самых различных сферах и проявлениях. Так, согласно ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. В силу ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) участвующие в Пакте государства (и Россия в том числе) признают право каждого человека на участие в культурной жизни. С учетом этих положений и Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой XIV сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, были разработаны Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (Найроби, 26 ноября 1976 г.). Согласно Рекомендациям под участием в культурной жизни подразумевается эффективная и гарантированная для всех – групп и индивидуумов – возможность свободного самовыражения, общения, действия, созидания в целях обеспечения своего собственного расцвета, гармоничной жизни и культурного прогресса общества.

         В действующем российском законодательстве о культуре в качестве нормативного акта, содержащего наиболее общие положения в этой сфере и принципы государственной культурной политики выступает Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Дальнейшее развитие, конкретизацию и специализацию данные положения Основ находят в иных федеральных нормативных актах.

     Так, в области социального обслуживания населения конкретизацию положения о приобщении к культурной жизни граждан нашло отражение в социально-педагогических услугах направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга и закреплено это в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

     На региональном уровне данное право подкреплено Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».

     Таким образом, посредством оказания социально-педагогических услуг в форме нового метода работы «музыкотерапии», появится возможность приобщать к культурной жизни более широкий круг лиц, а также осуществлять меры по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, активации участия пожилых людей в жизни общества, что постановляет Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2014 г. в утвержденной комплексной программе «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014-2018 годах».

Основная цель программы

     Внедрение в государственном бюджетном учреждении ЯНАО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в МО г. Новый Уренгой» метода работы «музыкотерапия» для профилактики эмоционального и физического состояния граждан пожилого возраста и инвалидов с помощью классической музыки. 

Основные задачи программы

  1. Оказание психологической поддержки пожилым гражданам и инвалидам через прослушивание классических музыкальных произведений;
  2. Профилактика эмоционально-стрессовых состояний;
  3. Формирование и развитие мотивации на сохранение здоровья и продление активного образа жизни;
  4. Овладение навыками слушания музыки и элементами концентрации внимания, сосредоточенности;
  5. Раскрытие творческого потенциала;
  6. Расширение и углубление представлений неработающих пенсионеров и инвалидов средствами музыки о физическом, психологическом и социальном здоровье человека;
  7. Повышение социальной активности.

Срок реализации программы: программа будет реализована в 2015-2016 годах сотрудниками ГБУ «ЦСО» в городе Новый Уренгой

 

Критерии оценки и показатели эффективности программы

Любая проводимая в работе с пенсионерами и инвалидами деятельность требует количественной и качественной оценки в натуральных характеристиках.

При количественной оценке работы программы «Нота долголетия» было принято использовать следующие показатели:

№ п/п

Наименование

Количество в 2015 году

Планируемое количество в 2016 году

Прогнозируемое количество за 2015-2016 годы

1

Количество проведенных мероприятий

5 мероприятий

14 мероприятий

19 мероприятий

2

Количество пенсионеров и инвалидов, принявших участие в мероприятиях

30 человек

100 человек

130 человек

3

Количество прослушанных музыкальных произведений

10 произведений

40 произведений

50 произведений

     При качественной оценке работы программы «Нота долголетие» было принято решение использовать результаты, полученные в ходе наблюдения (диагностирования) за клиентами на каждом занятии по музыкотерапии и беседы с клиентами после занятия.

     Всего за I полугодие 2015 года в рамках работы программы «Нота долголетия» прошло 5 мероприятий, в которых приняли участие 30 человек из числа неработающих пенсионеров и инвалидов.

     Каждое занятие имело свои цели и задачи. В ходе каждого из мероприятий была проведена диагностика состояния клиентов, были выявлены их эмоции и состоянии, а также установлен результат по итогам занятия.

     Итак, на первом (вводном) занятии, прошло знакомство клиентов с понятием «музыкотерапия». Присутствовало 8 человек из числа неработающих пенсионеров и инвалидов. Клиентами была просмотрена мультимедийная презентация и выслушана рассказанная специалистом Центра лекция о музыкотерапии. Пожилые люди узнали, откуда пришла новая методика профилактики эмоционального состояния и улучшения здоровья, узнали, в каких случаях и состояниях можно прослушивать классическую музыку, а также узнали, какой от этого будет положительный эффект. В конце занятия пятеро из участников занятия задавали вопросы о новой методике, о том, как часто будут проходить занятия, какие произведения будут звучать на занятиях, уточняли, можно ли будет услышать композиции, которые могли бы помочь в профилактике имеющихся у них заболеваний. Тем самым, после первого занятия можно было уже сделать вывод, что 5 из 8 человек заинтересовались новой методикой музыкотерапия.

Со второй встречи начались практические занятия по прослушиванию классических музыкальных произведений.

Таблица диагностики практических занятий музыкотерапией

Название мероприятия

Количество участников

Цель мероприятия

Достигнутые результаты

Критерий оценивания

 

 

«Улучшение сердечного ритма»

6

Прослушивание музыкальных композиций:

Ф. Мендельсон, «Свадебный марш»,

Д. Верди, отрывок из оперы «Аида»

Улучшение сердечного ритма клиентов

Улучшение настроения клиентов

Интерес к данному мероприятию

6 человек

100 %

Положительные эмоции в течение звучания первой композиции занятия

5 человек

 

83 %

 

Положительные эмоции в течение звучания второй композиции занятия

4 человека

 

66%

 

Заметили улучшение своего физического состояния

4 человека

66%

Заметили улучшение своего настроения

5 человек

83%

Включились в беседу (обсуждение) об итогах занятия

5 человек

83%

 «Снятие головной боли»

4

Прослушивание музыкальных композиций: Д. Верди, отрывок из оперы «Травита»,

Д. Верди, «ария Герцога»

 

Уменьшение (снятие) головной боли

Улучшение настроения клиентов

 

Интерес к данному мероприятию

4 человека

100%

Положительные эмоции в течение звучания первой композиции занятия

4 человека

100%

Положительные эмоции в течение звучания второй композиции занятия

4 человека

100%

Заметили улучшение своего физического состояния

2 человека

50%

Заметили улучшение своего настроения

3 человека

75%

Включились в беседу (обсуждение) об итогах занятия

4 человека

100%

 «Для поднятия бодрости»

6

Прослушивание музыкальных композиций:

В. Монти, «Чаардаш»,

Ф. Таррега «Аделита»

 

Поднятие бодрости, повышение жизненной активности у клиентов, повышение тонуса тела

 

Улучшение настроения клиентов

 

 

Интерес к данному мероприятию

6 человек

100%

Положительные эмоции в течение звучания первой композиции занятия

5 человек

83%

Положительные эмоции в течение звучания второй композиции занятия

3 человека

50%

Заметили улучшение своего физического состояния

5 человек

83%

Заметили улучшение своего настроения

4 человека

66%

Включились в беседу (обсуждение) об итогах занятия

5 человек

83%

 «Снятие напряжения, уменьшение головной боли»

6

Прослушивание музыкальных композиций: Д. Верди, отрывок из оперы Трубадур «Чио-чио-сан»

Ж. Бизе «Пастораль»

 

Снятие напряжения у клиентов, достижения состояния спокойствия, расслабленности

Улучшение настроения клиентов

 

 

Интерес к данному мероприятию

6 человек

100%

Положительные эмоции в течение звучания первой композиции занятия

6 человек

100%

Положительные эмоции в течение звучания второй композиции занятия

6 человек

100%

Заметили улучшение своего физического состояния

5 человек

83%

Заметили улучшение своего настроения

6 человек

100%

Включились в беседу (обсуждение) об итогах занятия

6 человек

100%

 

Сведения о ресурсах:

Административные ресурсы. Общее руководство программы – директор ГБУ «ЦСО» И.Н. Ахтемова

Кадровые ресурсы. Исполнитель программы специалист по социальной работе ГБУ «ЦСО» – А.П. Газимова

Механизм реализации программы

 Программа реализуется по этапам:

  1. Подготовительный этап:

изучение литературы о музыкотерапии;

— изучение опыта работы по данной методике;

— разработка плана мероприятий по использованию музыкотерапии;

— подготовка списка музыкальных композиций, запись музыкальных дисков.

  1. Основной этап:

— проведение плановых занятий по музыкотерапии

— проведение наблюдения (диагностирования) за клиентами на каждом занятии по музыкотерапии и беседы с клиентами после занятия.

  1. Заключительный этап

— подведение итогов работы программы;

— анализ диагностирования и ответов клиентов, полученных в ходе опроса после сеансов музыкотерапии;

— анализ проделанной работы и достигнутых результатов;

— запись для клиентов музыкальных дисков с 15 наиболее эффективными для них музыкальными произведениями для дальнейшего использования музыкальной терапии дома.

     В ходе подготовки программы было принято во внимание, что занятия музыкотерапией могут проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. На занятиях музыкотерапия может быть представлена в двух основных видах: активной и рецептивной (пассивной). Выделяют также третий вид – интегративную музыкотерапию.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленные занятия музыкой: занятия вокалом либо игра на каких-либо инструментах.

     Пассивная музыкотерапия предполагает процесс прослушивания музыки с терапевтической целью или с целью получения удовольствия от прослушивания музыки. Причем самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

     Исходя из возможностей клиентов и условий пребывания в Центре, было решено использовать в работе с клиентами групповые занятия пассивной музыкотерапией.

     Изучив работы и монографии ряда авторов: В.И. Петрушина «Моделирование эмоций средствами музыки», «Музыкальная психотерапия. Теория и практика», В.М. Элькина «Целительная магия музыки (гармония цвета и звука в терапии болезней)», Д. Кэмпбелла «Эффект Моцарта. Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума», В.В. Белоусова «Лечение музыкой – музыкотерапия», был подготовлен и составлен плей-лист музыкальных композиций по тематическим блокам для занятий музыкотерапией с клиентами Центра социального обслуживания.

       На основе этих композиций был разработан план занятий. В ходе них участники группы прослушивали специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждали собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивали, как правило, два-три произведения или законченных отрывка.

     Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

     Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиентов.

     Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

     В рамках работы данной программы в 2015 году уже было проведено несколько занятий музыкотерапией с клиентами отделения дневного пребывания Центра социального обслуживания:

№ п/п

Наименование мероприятия

Кол-во участников мероприятия

Содержание мероприятия

1

Вводное занятие

8

Теоретическое знакомство с понятием музыкотерапия. Просмотр мультимедийной презентации, раскрывающей понятие музыкотерапия, ее цели, ее пользу для граждан пожилого возраста и инвалидов.

2

Занятие № 2 «Улучшение сердечного ритма»

6

Прослушивание музыкальных композиций: Ф. Мендельсон, «Свадебный марш», Д. Верди, отрывок из оперы «Аида»

3

Занятие № 3 «Снятие головной боли»

4

Прослушивание музыкальных композиций: Д. Верди, отрывок из оперы «Травита», «ария Герцога»

4

Занятие № 4 «Для поднятия бодрости»

6

Прослушивание музыкальных композиций: В. Монти, «Чаардаш», Ф. Таррега «Аделита»

5

Занятие № 5 «Снятие напряжения, уменьшение головной боли»

6

Прослушивание музыкальных композиций: Д. Верди, отрывок из оперы Трубадур «Чио-чио-сан»

Ж. Бизе «Пастораль»

     Итак, за I полугодие 2015 года в рамках работы программы «Нота долголетия» прошло 5 мероприятий, в которых приняли участие 30 человек из числа неработающих пенсионеров и инвалидов. В ходе занятий, по словам клиентов, они испытывали чувства успокоения, удовлетворенности, положительной энергии; каждое тематическое мероприятие достигло своей цели – достижение удовлетворения от прослушивания музыки и улучшение состояния здоровья.

     Клиенты Центра познакомились на первом вводном занятии с понятием «музыкотерапия», узнали, откуда пришла к нам такая методика профилактики эмоционального состояния и улучшения здоровья, узнали, в каких случаях и состояниях можно прослушивать классическую музыку, и какой от этого будет положительный эффект. На практических занятиях неработающие пенсионеры и инвалиды смогли убедиться, что прослушивание музыкальной классики дает положительный и полезный эффекты: с помощью музыки известных классиков, таких как, Д. Верди, В. Монти, Ф. Таррега, П. Чайковский, клиенты улучшили состояние своего сердечного ритма, сняли напряжение, уменьшили головную боль, также смогли поднять состояние бодрости в своем теле.

     Считаем, что правильно организованные музыкотерапевтические занятия дают возможность гражданам пожилого возраста и инвалидам, несмотря на возраст, почувствовать, что жизнь не кончается, что еще множество мотиваций для продления своей жизни, что существует такой нетрудный способ, как музыкотерапия, который поможет и в улучшении состояния здоровья, и поможет создать позитивный настрой в жизни, снять эмоциональные напряжения.

     Поэтому было решено проводить с клиентами Центра систематические мероприятия по музыкотерапии, направленные на улучшение эмоционального состояния и мероприятия, направленные на профилактику состояния здоровья.

Дальнейшее развитие проекта

Перспективный план мероприятий по работе программы

«Нота долголетия»

на сентябрь 2015 — 2016 годы

      С сентября 2015 по 2016 годы работа программы «Нота долголетия» будет организована в двух видах: ежедневно – «музыкальные пятиминутки» и раз в неделю – «музыкальные часы здоровья».

     Плей-лист музыкальных композиций по тематическим блокам для занятий музыкотерапией с клиентами Центра социального обслуживания был подготовлен после изучения работ и монографий ряда авторов: В.И. Петрушин «Моделирование эмоций средствами музыки», В.И. Петрушин «Музыкальная психотерапия. Теория и практика», В.М. Элькин «Целительная магия музыки (гармония цвета и звука в терапии болезней)», Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта. Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума», В.В. Белоусов «Лечение музыкой – музыкотерапия».

В соответствии с этим специалистом Центра социального обслуживания был разработан и составлен план работы.

  1. Ежедневное проведение в отделении дневного пребывания «музыкальных пятиминуток», направленных на улучшение эмоционального состояния:

№ п/п

Наименование мероприятия

Музыкальная композиция, время проведения

1

Снятие стресса, уменьшение чувства тревоги

Ф. Шопен, «Мазурка» (1-й понедельник месяца)

Ф. Шопен, «Прелюдии» (2-й понедельник месяца)

И. Штраус, «Вальсы» (3-й понедельник месяца)

А. Рубинштейн, «Мелодии» (4-й понедельник месяца)

2

Снятие депрессии

П. Чайковский, «Вступление к Пятой симфонии» (1-й вторник месяца)

П. Чайковский, «Финал Шестой симфонии» (2-й вторник месяца)

В. Моцарт, «Реквием» (3-й вторник месяца)

Ф. Шопен, «Прелюдия до-минор» (4-й вторник месяца)

3

Снятие агрессии, фрустрации, негативизма

П. Чайковский, «Шестая симфония» (1 часть) (1-я среда месяца)

Л. Бетховен, «Финалы двух сонат: 14-ой и 23-ей» (2-я среда месяца)

И. Бах, «Кантата №2» (3-я среда месяца)

И. Бах, «Итальянский концерт» (4-я среда месяца)

4

Снятие чувства раздражения, разочарования

И. Бах, «Кантата №2» (1-й четверг месяца)

Л. Бетховен, «Лунная соната» (2-й четверг месяца)

Л. Бетховен, «Симфония ля-минор»; (3-й четверг месяца)

Р. Шуман «Порыв» (4-й четверг месяца)

5

Поднятие бодрости

В. Монти, «Чардаш» (каждый понедельник, среду, пятницу)

Г. Пёрселл, / Ф. Таррега, «Аделита» (каждый вторник, четверг)

6

Для успокоения, расслабления

П. Чайковский, «Июнь. Баркарола» из «Времён года» (1-я пятница месяца)

Ж. Бизе, «Пастораль» (2-я пятница месяца)

Л. Бетховен, «Симфония 6» (2 часть) (3-я пятница месяца)

Ф. Шуберт, «Аве Мария» (4-я пятница месяца)

7

Поднятие общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, настроения, активности

П. Чайковский, «Шестая симфония» (3 часть) (два раза в неделю

Л. Бетховен, «Увертюра Эдмонд» (два раза в неделю

Ф. Шопен, «Прелюдия 1, опус 28» (два раза в неделю

Ф. Лист, «Венгерская рапсодия 2» (два раза в неделю

  1. Проведение в отделении дневного пребывания «музыкальных часов здоровья», регулярно 1 раз в неделю, время проведения – 30 минут в утреннее время.

№ п/п

Наименование мероприятия

Музыкальная композиция, время проведения

1

Гастрит

Язва желудка

 

Л. Бетховен, «Седьмая соната»

П. Чайковский, «Вальс цветов»

2

Головная боль

 

М. Огинский, «Полонез»

В. Моцарт, «Дон Жуан»

Ф. Лист, «Венгерская рапсодия»

А. Хачатурян, «Сюита Маскарад»

3

Заболевания суставов и паралич

 

Д. Суз, марши

Д. Россини, увертюра к «Вильгельму Теллю»

И. Брамс, «Венгерские танцы»

4

Болезни глаз, мигрень

 

Ф. Шопен, «Ноктюрн»

Ф. Мендельсон, «Весенняя песня»

А. Дворжак, «Юмореска»

Д. Гершвин, «Американец в Париже»

И. Штраус, вальс «Голубой Дунай»

Ф. Шопен, «Вальс ля минор»

5

Для улучшения сердечного ритма:

Для нормализации кровяного давления и стимуляция сердечной деятельности

Д. Верди, арии

Ф. Мендельсон, «Свадебный марш»

6

Гипертония

 

И. Бах, «Концерт ре-минор» для скрипки

И. Бах, «Кантата №2»

Б. Барток, «Соната для фортепиано»

Б. Барток, «Квартет 5»

А. Брукнер, «Месса ля-минор»

7

Варикозное расширение вен

Артрит и различные заболевания стоп

 

Л. Бетховен, «Крейцеровая соната»

И. Бах, «Прелюдии»

И. Бах, «Фуги»

 

 Результаты и дальнейшее развитие программы:

         На базе ГБУ «Центр социального обслуживания» функционирует программа «Нота долголетия» по внедрению в работу с пожилыми людьми и инвалидами нового метода работы «музыкотерапия». В рамках начального этапа работы программы прошло пять мероприятий, в числе которых вводное, направленное на знакомство пенсионеров и инвалидов с новой методикой и ее пользой для них, а также четыре пробных мероприятия по прослушиванию классической музыки, показавших эффективность нового метода работы для улучшения эмоционального состояния клиентов и профилактики их состояния здоровья. В пяти мероприятиях, проведенных в рамках программы «Нота долголетия», приняли участие 30 человек, которые прослушали десять классических музыкальных произведений.

         По итогам пяти мероприятий можно сказать, что программа дает положительный эффект. Отдыхающие отделения дневного пребывания улучшили состояние своего сердечного ритма, сняли напряжение, уменьшили головную боль, подняли состояние бодрости в своем теле. Также клиенты Центра смогли получить и просто удовлетворение от прослушивания произведений знаменитых классиков.

                В рамках дальнейшей работы программы «Нота долголетия» посредством прослушивания классической музыки неработающие пенсионеры и инвалиды смогут:

— налаживать свое эмоциональное состояние;

— улучшать общее самочувствие;

— улучшать настроение;

— снимать напряжение и стресс;

— проводить посредством прослушивания музыки профилактику своего здоровья;

— улучшать физическое состояние;

— проводить профилактику эмоционально-стрессовых состояний;

— получить психологическую поддержку;

— овладеть навыками слушания музыки и элементами концентрации внимания, сосредоточенности;

— раскрыть творческий потенциал;

— расширить и углубить представление о физическом, психологическом и социальном здоровье человека;

— повысить уровень жизненной и социальной активности.

Предположительно до конца 2016 года принять участие в мероприятиях по музыкотерапии смогут 100 человек, и они прослушают порядка 40 музыкальных произведений, направленных на улучшение эмоционального состояния и на профилактику состояния здоровья.

         Итоги работы программы, ее качество и эффективность, в 2016 году можно будет осуществить посредством обратной связи с клиентами, через отзывы, опросы и анкетирование и самоотчеты.

Финансовые ресурсы:

         Реализация первой части программы «Нота долголетия», в I полугодии 2015 года, стала возможной благодаря собственным средствам ГБУ «ЦСО».

         Для реализации программы были использованы следующие средства и оборудование:

— предоставление в пользовании мебели;

— музыкальный центр для прослушивания;

— CD-диски для записи музыкальных композиций;

— экран, мультимедийный проектор, ноутбук для демонстрации презентации.

Количество просмотров: 838
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

август 2017

83102,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин