> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Технология социально – педагогической помощи детям с нарушением фонематической стороны речи.

Государственное бюджетное учреждение  Ямало-Ненецкого  автономного округа

«Центр социальной помощи семье и детям  «Домашний очаг»в муниципальном образовании Надымский район»

 

 

 Технология социально – педагогической помощи детям с нарушением фонематической стороны речи.

 Актуальность социальной технологии.

     Принятие Федеральных государственных требований, направленных на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность с одной стороны и увеличение числа обращений родителей с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, с другой стороны, послужило причиной для создания программы по развитию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Веселый звоночек».

     При логопедическом обследовании дошкольников выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении имеют выраженное фонематическое недоразвитие — это неспособность различать и узнавать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию.

     Кроме того у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не развита мелкая моторика, наблюдается отставание в психическом (низкий объем памяти, рассеянное внимание) и речевом развитии.  Ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

     Таким образом, развитие у детей фонематического слуха является одним из важнейших условий готовности детей к освоению грамоты на начальном этапе и дальнейшему успешному школьному обучению.

     Необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками. Очень важно, как можно раньше начать работу с детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

     Работая в коллективе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, подчинять свои желания общим целям, учатся выражать и проявлять себя в различных ситуациях творческой и повседневной жизни. Сравнивая уровень речевого развития до и после коррекционной работы, становится очевидно, что систематические логопедические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, дают возможность таким детям выйти на достойный уровень развития, показывая высокую готовность к школьному обучению, успешную социальную адаптацию.

     Работа в этом направлении ведется на протяжении уже нескольких лет. На основе этой программы была разработана технология социально–педагогической помощи детям с нарушением речи.

     Технология позволяет расширить поле социального общения ребенка, развить навыки его коммуникативной и учебной деятельности. У детей появляется уверенность и желание самореализовываться. Учитывая все вышесказанное, можно считать технологию социально–педагогической помощи детям с нарушением фонематической стороны речи актуальной и с каждым годом все более востребованной. Это также крайне важно и для детей, которые не могут подготовиться к школе в обычных условиях. Причина тому их сложные речевые дефекты, задержка развития интеллектуальной сферы.

Цели и задачи технологии

Целью технологии является преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников при подготовке их к школьному обучению;

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха, восприятия у старших дошкольников;
  2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков;
  3. Развитие навыка звуко – буквенного анализа и синтеза слов;
  4. Развитие памяти, внимания, мышления;
  5. Расширение словарного запаса;
  6. Развитие связной речи;
  7. Развитие коммуникативных навыков общения в детском коллективе и со взрослыми;
  8. Повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха.

Концептуальные подходы, положенные в основу разработанной социальной технологии.

     На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.

     К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в состав слова). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

     А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой — с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают.

     Дальнейшее развитие фонематических функций происходит за счет усложнения структуры мозга, за счет увеличения количества отростков нервных клеток и образования множества связей между ними.

     В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных—согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких—глухих или мягких—твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).

     При разработке технологии использовались работы: Валентины Волиной, Немовой, С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц. В качестве методологической основы были взяты: положение Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепция Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, методические рекомендации М.Ф. Фомичевой о детях с фонетико-фонематическими нарушениями речи, программы Т.Б. Филичевой, З.Е. Агранович о методах, приемах и направлениях коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, с ФФНР и НВОНР.

Основное содержание коррекционной работы  в рамках технологии:

  1. Консультативный прием ребенка с родителями, включающий в себя:

                   — сбор анамнестических данных;

                   — обследование состояния артикуляционного аппарата, мелкой моторики;

  1. Диагностика речевого развития детей.

     Для проверки состояния фонематических представлений используется «Тестовая методика диагностики устной речи» Фотековой Т.А., адаптированная для детей старшего дошкольного возраста.

     По объему и по сложности представленный для диагностики речевой материал доступен для детей и позволяет определить уровень речевого развития ребенка, проследить динамику, эффективность коррекционной работы.

Диагностика позволяет исследовать:

— фонематическое восприятие;

— сформированность звукослоговой структуры слова;

— навык языкового анализа; 

— состояние грамматического строя речи;

— словарь и навыки словообразования.

 

  1. Коррекционные занятия с детьми;
  2. Обучение родителей выполнению домашних занятий совместно с детьми.

Работа по развитию фонематического  восприятия проводится в следующей последовательности:

— Знакомство с изолированным звуком;

— Различение изолированных звуков;

— Различение звука в слове;

— Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

— Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие,  Р – Л и т.д.);
— Придумывание слов на определённый звук.

Последовательность  формирования фонематического слуха

Этапы

упражнения

Узнавание неречевых звуков;

Игра « Кто играл на барабане». Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил — громко, сильно, а маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Игра «Колокольчик». Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг за другом колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

Игра «Узнай, кто позвал?» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной).

Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется. Все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его позвал.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра «Громко — тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко — близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Различение слов, близких по звуковому составу;

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Усложнение этой игры может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а поднятием кружка из цветного картона. Педагог предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

Дифференциация слогов;

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па — па, ло – па — та, ба – ле – ри — на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба — па», «фа – фа – ва – фа — фа»…. Дети определяют, что здесь лишнее (ба, ва)

Дифференциация фонем;

 

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

     Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками.

Вся работа по ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом:

– дифференцированного подхода к детям;

– единства формирования речевых процессов и мышления;

– познавательной активности;

– одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу.

     В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых,  последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

     Таким образом, на логопедических занятиях в работе над звуком необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза.

Структура занятий по знакомству со звуком и буквой:

Организационный момент

Этапы работы

Знакомство и работа со звуком;

1. Знакомство со звуком – выделение его на слух;

2. Уточнение артикуляции звука;

3. Определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой – звонкий);

4. Выделение на слуховом уровне звука из ряда других

5. Звуков, слогов, слов;

6. Определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7. Определение твердости – мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8. Составление слогов, слов из заданных звуков;

9. Подбор слов с определенным звуком.

Знакомство и работа с буквой;

1.Знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похоже), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

2. «Печатание» буквы в воздухе, далее – в тетрадях по образцу;

3. Чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

 

Подведение итогов занятия.

 

 Структура занятий по дифференциации звуков такова:

Этапы занятия

Содержание работы

Организационный момент;

 

Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий

 

Дифференциация звуков: на слуховом уровне – выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий), определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;

 

Работа в тетрадях:

Запись слогов, слов на изучаемые звуки,

составление звуковых схем слогов, слов;

Составление слогов, слов из заданных звуков и букв

Работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

Подведение итогов занятия.

 

 

Работа с родителями

     Большое значение отводится сотрудничеству с родителями. Важно, чтобы дома шло повторение и закрепление материала, полученного детьми на занятии, только при этом условии возможно успешное обучение ребенка. Ведется тетрадь, где дети работают на занятии, и там же выполняют домашние задания. После формирования группы, в начале обучения, проводится родительское собрание —  «Мастер – класс», на котором родителей информируют о целях и задачах технологии (чему дети должны научиться на занятиях, проводятся игры и упражнения с родителями, как пример занятий с детьми дома).

     Использование различных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, при систематической работе позволяет сформировать у детей к 7 годам достаточно высокий уровень готовности к школьному обучению.

 

Сроки реализации технологии

Технология рассчитана на период учебного года с сентября по май (при тяжелом нарушении  речи возможно увеличить срок до двух лет).

Возраст обучающихся с 5 до 7 лет.

Формы организации образовательного процесса – подгрупповые занятия.

Количество обучающихся детей – подгруппы (до 6 человек).

Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Количество занятий – два — три занятия в неделю на протяжении года (в зависимости от сложности речевого дефекта).

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу разработанной социальной технологии

     Данную группу посещают дети 5 – 7 лет с ФФНР и НВОНР, ОНР, не посещающие детский сад, из многодетных и малообеспеченных семей. Элементы технологии  используются в работе с детьми с особыми образовательными  возможностями. Чтобы учитывать интересы детей этих особенных категорий, в своей деятельности мы опирались на следующие нормативные  правовые акты:

— Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – Ф3 « Об образовании в Российской Федерации»;

— Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.2004 г. № 170 — ФЗ;

— Конвенция ООН «О правах ребенка»;

— Программа развития системы образования Ямало–Ненецкого автономного округа на 2011 – 2015 годы.

Кадровое обеспечение технологии

Данная технология разработана логопедами психолого–педагогического отделения. В работе принимают участие:

— логопед;

— психолог;

— преподаватель изо.деятельности.

 Механизм реализации социальной технологии

     Работа ведется в тесном контакте со смежными специалистами Центра «Домашний очаг» — врачами, педагогами, психологами. Дети проходят оздоровительные курсы реабилитации, посещают занятия психолога, артстудию.

     Форма проведения работы в рамках технологии – фронтальные логопедические занятия. На них дошкольники не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе: учатся слушать педагога, исправлять и дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы. Сформированность таких умений крайне необходима для успешного обучения в школе.

Вся работа по формированию фонематического слуха дошкольников проводится  в несколько этапов.

Материально – технические ресурсы

Оборудование: мебель: парты, стулья, магнитная доска;

канцелярские принадлежности: цветные и простые карандаши, цветная бумага, картон, клей;

компьютерное оборудование: компьютер, принтер, бумага для печати;

картинный материал по лексическим темам, игрушки, магнитные буквы, касса букв на каждого ребенка.

Конечный результат, его социальная и экономическая эффективность

     Проведенная диагностика показала высокую эффективность работы по развитию фонематического слуха: у дошкольников улучшилось слуховое восприятие, речевой и фонематический слух. Дошкольники овладели навыками звукового анализа: научились определять положение звуков в словах, определять количество звуков и их последовательность, делить слова на слоги, овладели навыком слияния звуков в слова.

В ходе проделанной работы дети научились:

различать слова и формы слов, похожие по звучанию;

правильно понимать смысл прочитанного, услышанного;

читать слова, предложения;

различать грамматические категории языка;

составлять и пересказывать небольшие рассказы;

     Проведенная коррекционная работа повысила уверенность детей в своих силах, более полно раскрыла их способности. Дети стали более активными, общительными, научились общаться в коллективе, ярко выражать свои мысли, чувства. Это послужило хорошим залогом для дальнейшего успешного обучения в школе. Как показывает практика, дети чувствуют себя уверенно в школьной среде, успешно справляются со школьными требованиями.

     Эффективность коррекционной работы нашла свое отражение в изменении показателей исследуемых параметров. В 2007 году занятия фонематическое восприятие группы детей, посещавших коррекционные занятия, улучшилось с 62% до 67%. Артикуляционная моторика — от 70% до 74%. Звуко-слоговая структура слов на начало года составила 92%, на конец – 95%. Отмечено улучшение грамматического строя речи, словаря и словообразовательных процессов с 52% до 60%. Показатели логико-грамматических отношений с начала года увеличились с 87% до 95%. Развитие связной речи отражается показателями на начало года 73%, на конец года – 89%. 

     В 2008 году занятия посещали 7 человек. Наиболее яркие изменения заметны по следующим параметрам: фонематическое восприятие у группы детей, посещавших занятия, улучшилось с 62% до 64%. Грамматический строй речи улучшен с 83% до 85%. Словарь и словообразовательные процессы с 52% до 54%. Связная речь – с 72% до 74%. 

     В 2009 году занятия посещали 6 человек. Фонематическое восприятие улучшилось с 64% до 66%, артикуляционная моторика с 73% до 75%, звукопроизношение — с 93% до 98%, улучшение звуко-слоговой структуры слова отмечено с 92% до 94%, грамматический строй речи – с 85% до 87%, словарь и словообразовательные процессы – с 54% до 57%, логико-грамматические отношения – с 89% до 94%, связная речь – с 74% до 78%.

     В 2011 году занятия посещали 5 человек. Фонематическое восприятие улучшено с 66% до 69%, артикуляционная моторика с 74% до 79%, звукопроизношение с 97% до 99%, звуко-слоговая структура слова – 94% до 98%, грамматический строй речи – с 87% до 90%, словарь и словообразовательные процессы – с 57% до 59%, логико-грамматические отношения – с 94% до 96%, связная речь с 78% до 81%.

     В 2012 году  занятия посещали 6 человек: фонематическое восприятие на начало и конец года составляет 60% и 65%,  артикуляционная моторика – 70% и 79%, звукопроизношение – 92% и 98%, звуко-слоговая структура слова – 90% и 96%, грамматический строй речи – 87% и 90%, словарь и словообразовательные процессы – с 57% до 62%, логико-грамматические отношения – с 94% до 96%, связная речь – с 75% до 80%.

     В 2013 году — 4 человека.  Фонематическое восприятие составляет на начало года 61% и на конец года 68%, артикуляционная моторика улучшена с 66% до 79%, звукопроизношение – с 90% до 99%, звуко-слоговая структура слова – с 88% до 98%, грамматический строй речи – с 80% до 89%, словарь и словообразовательные процессы – с 43% до 58%, логико-грамматические отношения – с 85% до 93%, связная речь – с 70% до 77%.

     В 2014 году  — 5 человек.  Показатели фонематического восприятия увеличились с 70% до 85%, артикуляционная моторика — с 73% до 89%, звукопроизношение – с 75% до 83%, звуко-слоговая структура слова – с 85% до 92%, грамматический строй речи – с 82% до 95%, словообразовательные процессы – с 55% до 64%, логико-грамматические отношения – с 73% до 88%, связная речь – с 82% до 95%.

     В 2015 году фонематическое восприятие у детей улучшено с 65% до 80%. Артикуляционная моторика — с 70% до 75%. Звукопроизношение – с 65% до 70%. Звуко-слоговая структура слова – с 65% до 85%. Грамматический строй речи – с 80% до 95%. Словарь и словообразовательные процессы – с 50% до 60%. Логико-грамматические отношения – с 70% до 75%. Связная речь – с 65% до 85%.

     Проведенное обследование фонематического слуха показало, что у детей с ФФНР, НВОНР, ОНР наблюдаются некоторые особенности развития речи. У детей в большинстве случаев отмечается нарушение слухового восприятия, речевого и фонематического слуха, а также у этих детей не сформированы процессы фонематического анализа.

     Общее количество детей (33 человека) после проведения первичной и заключительной диагностики можно распределить по показателю «уровня речевого развития» следующим образом (Таблица 1).

Уровни речевого развития

До коррекционной  работы

Изменения после коррекционной работы

I.       Значительно ниже нормы (выраженные нарушения речевого развития) грубые аграмматизмы, связная речь несформирована только отдельные фразы, пересказ недоступен, многочисленные нарушения звукопроизношения, неразвит фонематический слух.

— ОНР- II, ОНР- I ур.

2

6%

1

3%

II. Ниже нормы (значительные нарушения речи) аграмматизмы, но говорят предложениями, связная речь недостаточно сформирована, беден словарный запас, нарушение звукопроизношения.

— ОНР- III ур.,ФФНР

24

72%

8

24%

III. Нижняя граница нормы (не значительные нарушения речевого развития): звукопроизношения отдельных звуков и недостаточное развитие фонематического слуха- ФНР.

7

21%

9

27%

IV. Норма развития

0

0%

15

45%

     После коррекционной работы увеличивается количество детей с нормальным речевым развитием и близким к норме за счет повышения уровня развития речи и перехода в более благополучную группу по речевому развитию: до реабилитации — 0 чел. (0%) после — 15 чел. (45%), И наоборот, уменьшилось количество человек с показателями «ниже нормы» с 24 чел. (72%) до 8 чел. (24%), один ребенок с выраженными нарушениями речи вышел на более высокий уровень (было 6% стало 3%).

                Анализ изменения речевого развития у детей (включая сюда все составляющие: сформированность фонематического слуха, навыка звуко–буквенного анализа и синтеза слов, состояние звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, навыков словоизменения и словообразования) до и после реабилитации позволяет сделать вывод о том, что при систематической, планомерной работе удается повысить уровень речевого развития всех категорий детей.

Качество и уровень изменений речевого развития отражены ниже:

 

Таблица 2.

 

Дети, посещавшие коррекционные занятия

33

100%

·         С улучшением по отдельным показателям

9

27%

·         Со значительным улучшением

15

45%

·         С небольшими изменениями

8

24%

·         Без изменений

1

3%

Выводы

     Анализ работы по технологии показывает стабильную положительную динамику развития фонематических процессов у детей. Следовательно, данная социальная технология является важной и эффективной методикой, потому что без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

     С уверенностью можно сказать, что развитие фонематического слуха у детей, обучение чтению и письму — залог и необходимое условие их школьной успешности! Приобретенные коммуникативные навыки позволяют детям чувствовать себя уверенно в новых условиях: находить общий язык в новом школьном коллективе, активно проявлять себя в учебной и общественной деятельности!

Приложение 1.

Обследование устной речи  

1.Проверка состояния фонематического восприятия (максимально 15 баллов)

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Ба – па – па – ба                         да- та – та – да                           са – за – за –са     

Са – ша – ша –са                        ла – ра – ра – ла                         жа – ща – ша – жа

ма – на –ма      на –ма– на                                                 да – та – да    та – да – та

га –ка- га          ка – га –ка                                                 за –са– за     са —  за – са

жа – ша – жа    ша – жа – ша                                            ща – ша –ща     ща – ша – ша

ца –са– ца         са – ца –са                                                ча – тя – ча     тя – ча – тя

                                            ра – ла – ра      ла – ра – ла

Слоговые цепочки предъявляются до первого воспроизведения.

 

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

              0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, а второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

             0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

             0 балла – отказ от выполнения, полная невозможность выполнения пробы.

  1. Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

(максимально 10 баллов)

      Инструкция: повторяй за мной слова: скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, перепорхнуть, кораблекрушение, аквалангист, термометр.

Слова  предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

              0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

              0,25 балла – искажение звукослоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова)

  • балла – отказ от выполнения, невоспроизведение.

3. Исследование навыков языкового анализа (максимально 10 баллов)

§  Сколько слов в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза.

  • Сколько слогов в слове?

Дом

Карандаш

  • Определи место звука в слове:

Первый звук в слове КРЫША;

Третий звук в слове ШКОЛА;

Последний звук в слове СТАКАН;

  • Сколько звуков в слове?

Рак,   сумка,   корова

     Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки;

                     0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;

                     0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

  • баллов – неверный ответ с третьей попытки

 

  1. Исследование грамматического строя речи (максимально 30 баллов)
  • Повторение предложений (максимально 10 баллов)

   Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

     Наступила осень. Птичка свила гнездо. Над водой летали белые чайки. В саду было много красных яблок. Земля освещается солнцем. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом яму и сделал себе берлогу. Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого вопроизведения (1-2 раза)

 Оценка: 1 балл – правильное и точное вопроизведение;

              0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

             0,25 балла – пропуск частей предложения, предложение не закончено;

             0 баллов – невоспроизведение.

  • Верификация предложений (максимально 10 баллов)

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

     Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Хорошо спится медведю под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки;

              0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуски, перестановки, замена слов);

             0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

  • Составление предложений из слов в начальной форме (максимально 10 баллов)

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложения.

     Мальчик, открывать, дверь. Девочка, читать, книжка. Доктор, лечить, дети. Рисовать, карандаш, девочка. В, сад, расти, вишня. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Витя, косить, трава, кролики, для. Миша, дать, собака, большая, кость. Петя, купить, шар, красный, мама.

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно;

              0,5 балла – нарушен порядок слов;

             0,25 балла – пропуски, привнесения, замены, аграмматизмы;

  1. Исследование словаря и словообразования (максимально 40 баллов)
  • Назови детенышей животных(максимально 10 баллов)

 Инструкция: У кошки – котята, а у … –

Козы —            волка —                          утки —                              лисы –

Льва —            собаки —                         курицы —                         свиньи –

Коровы —       овцы —  

  • Назови ласково (максимально 5 баллов)

  Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду называть.

Стол —                     Стул —                     Дом —                         Снег —              Дерево –

  • Образование прилагательных от существительных 

Относительных (максимально 15 баллов)

 Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.

Шляпка из соломы —                           Кисель из клюквы –

Горка изо льда —                                  Салат из моркови –

Варенье из вишни —                             Суп из грибов –

Варенье из яблок —                              Варенье из сливы –

Варенье из малины —                           Варенье из клубники –

Варенье из черники —                          Лист дуба –

Лист клена —                                         Лист осины –

Шишка ели –

Притяжательных (максимально 10 баллов)

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у… 

Кошки —                               медведя —                         волка —                 льва –

Лисы —                                  зайца —                             белки —                 гнездо орла –

Клюв птицы —                      ружье охотника –

Оценка: 1 балл – правильный ответ;

              0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

                   0,25 балла – неверно образованная форма 

Приложение 2.

Перспективное планированиеI  период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Направления работы Содержание

Общие

речевые навыки

1. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’], [П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’].

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Слоговая структура слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Языковой анализ

и синтез

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).

4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

5. Подбор слов на заданные звуки.

6. Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], [З]-[З’].

7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».

9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).

10. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11. Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.

12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Лексика    

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

Связная речь       

1. Составление простых распространённых предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.

2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

3. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

5. Печатание пройденных букв в тетрадях.

 II  период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Направления

Содержание работы

Общие

речевые навыки

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2. Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ

и синтез

1. Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.

2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).

3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).

4. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.

7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слова в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

9. Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детёнышей животных.

5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).

4. Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

5. Составление букв из элементов.

6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

 III  период обучения(март, апрель, май) 

Направления Содержание работы

Общие

речевые навыки

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звукослоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. П.).

Языковой анализ

и синтез

1. Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф].

Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.

2. Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.

3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.

6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

Грамматический строй речи

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).

Лексика     

1. «Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания».

2. «Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».

3. «Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».

Связная речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

4. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

5. Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Мелкая моторика

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного  праксиса.

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).

4. Составление букв из элементов.

5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

Количество просмотров: 402
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

сентябрь 2017

82 086,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин