> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Технология социально-медицинской помощи детям с нарушением зрения

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» в муниципальном образовании Надымский район»

 

                        Технология социально-медицинской помощи детям с нарушением зрения

Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы.

Г. Гельмгольц

Характеристика проблемы

     В современном мире актуальность проблемы зрительных перегрузок для людей всех возрастных групп не вызывает сомнения. Особенно четко просматривается зависимость состояния зрительных функций у детей, преимущественно школьников, от компьютеризации учебного процесса, интенсификации учебных нагрузок, увлечения дошкольников и младших школьников компьютерными играми, ведущих, соответственно, к систематическим зрительным перегрузкам. Перенапряжение глаз сказывается на физическом и интеллектуальном состоянии человека и может на 90% понизить способность думать и контролировать внимание.

     Согласно современным статистическим данным, до 40% детей различных возрастных групп нуждаются в квалифицированной помощи врача-офтальмолога.В связи с особенностями современного ритма жизни, интенсификацией умственной деятельности и зрительных нагрузок, преимущественно в детском и юношеском возрасте, офтальмопатология практически не встречается изолированно, а все чаще сочетается с соматическими и нервно-психическими нарушениями, такими, как вегетососудистая дистония, астеноневротический синдром, синдром дефицита внимания.

Цели и задачи

Основная цель данной технологии: учить детей быть здоровыми, сохранять свое зрение, обретать умение управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Основные задачи лечебно-восстановительной работы:

  • восстановление зрительных функций,
  • комплексное лечение амблиопии,
  • повышение остроты зрения амблиопического глаза,
  • плеоптическое лечение (без специальных приборов),
  • уменьшение и устранение угла косоглазия,
  • развитие и восстановление бинокулярного и стереоскопического зрения,
  • плеопто-стереоскопическое лечение (тренировка бинокулярного и стереоскопического зрения).

Коррекционные задачи работы с детьми с нарушением зрения:

  • формирование навыков социально-адаптивного поведения, котороепозволяет быть адекватным и самостоятельным в разных бытовых ипростейших социальных условиях;
  • формирование у детей представлений о своих зрительныхвозможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
  • формирование умений получать информацию об окружающем мире спомощью всех сохранных анализаторов;
  • обучение использованию получаемой полисенсорной информации впредметно-практической, познавательной и коммуникативнойдеятельности, в пространственной ориентировке;
  • Важнейшей задачей является сохранение здоровой зрительной функции у подрастающего поколения.

В целевую группу входят дети от 4 до 18 лет с диагнозами:

  • амблиопия;
  • гиперметропия;
  • миопия врожденная и приобретенная слабой и средней степени;
  • спазм аккомадации;
  • содружественное косоглазие;
  • врожденный нистагм;
  • частичная атрофия диска зрительного нерва;
  • астенопия;
  • пресбиопия.

Нормативно-правовые акты

В целях охраны здоровья детей, обеспечения нормальных условий труда  работников, руководствуемся приказами МЗ РФ и Роспотребнадзора:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  • СанПиН 3.1.5.2826-10 « Профилактика ВИЧ-инфекции».
  • № 295 «О санитарно-просветительской работе. О совершенствовании гигиенического воспитания населения».
  • № 245 « О нормативах потребления спирта этилового для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения».
  • СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

№ 1092 «Положение о техническом обслуживании, ремонте и монтаже медтехники».

  • Приказ Минздрава России от 20.08.2001г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».

В технологии участвуют:

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями:

  • врач офтальмолог,
  • медицинская сестра кабинета БОС- коррекции зрения,
  • врач физиотерапевт,
  • медицинские сестры физиотерапевтического отделения,
  • медицинские сестры по массажу,
  • инструкторы ЛФК,
  • лаборанты фитобара.

Механизм реализации социальной технологии

Коррекционно-восстановительная работа с детьми с нарушением зрения включает в себя несколько этапов:

1 этап — первоначальная диагностика

2 этап – лечебно-восстановительный

3 этап — коррекционный

4 этап — итоговая диагностика

 1 этап (Первоначальная диагностика)

Врач – офтальмолог определяет патологию зрения.

     При обнаружении нарушений зрительной функции необходимо проводить лечение по ее восстановлению. Для лечения офтальмологических заболеваний широко используются тренировочные упражнения, направленные на улучшение моторной функции глаза, на нормализацию тонуса цилиарной мышцы, различные виды светового и лазерного воздействия на центральную ямку сетчатки для стимуляции центрального зрения.Назначается индивидуальная программа  для ребенка с патологией зрения.

2 этап (Лечебно-восстановительный)

     Основной процедурой в этой технологии являются занятия в кабинете БОС- коррекции зрения. Пропускная способность кабинета 10-14 человек, в зависимости от тяжести заболевания. Этой группе детей в комплексе назначаются физиолечение, массаж, фитолечение, ЛФК по данному заболевании.

  1. Метод БОС.

     Метод БОС представляет собой комплекс процедур, при проведениикоторых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры пацент развивает навыки самоконтроля исаморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции патологических расстройств.

    В кабинете используется программа «Нейрокор 3.1V» и прибор БОС – преобразователь биологических сигналов. В кабинете установлена двухмониторная система: монитор врача и монитор пациента. Первый отражает всю информацию о текущем состоянии пациента, второй–тренинговую программу сеанса БОС.

     Выбор режима ЭЭГ-БОС зависит от имеющейся у данного пациента офтальмопатологии, исходного состояния зрительных функций, в частности от остроты зрения каждого глаза с учетом оптической коррекции (если таковая возможна).

Методика ЭЭГ — БОС тренинга при офтальмологических расстройствах включает в себя работу в двух основных режимах:

— режим «релаксации» (увеличение альфа — ритма);

— режим «активации» (уменьшение альфа — ритма).

     Программа «Нейрокор 3.1V» предлагает для этого готовые стандартные шаблоны, которые в случае необходимости, могут быть дополнены и изменены. Шаблон состоит из периодов определения исходного состояния биоэлектрической активности головного мозга, периодов работы, периодов отдыха и периодов контрольного измерения фоновых показателей ЭЭГ.

 Период определения исходного состояния биоэлектрической активности головного мозга состоит из двух видов минисеансов:

¨ определение фоновых показателей ЭЭГ пациента с закрытыми глазами;

¨ определение фоновых показателей ЭЭГ пациента с открытыми глазами.

   Период работы— время, предоставленное непосредственно для ЭЭГ-БОС тренинга по заданной методике. 

     Пациент получает от методиста инструкцию в зависимости от выбранного режима работы. Его просят смотреть на экран ТV таким образом, чтобы последний оставался включенным как можно дольше, и добиваться поставленной цели (включения экрана) только с помощью взгляда. В режиме на увеличение альфа-ритма (тренировка на «релаксацию») пациенту предлагают не фиксировать внимание на экране, а смотреть как бы «сквозь него», в режиме на уменьшение альфа-ритма (тренировка на «активацию») — сконцентрировать внимание на специальном маркере, наклеенном на панели ТV. В случае правильного выполнения инструкций экран ТV остается включенным (положительный сигнал обратной связи). В противном случае экран ТV гаснет, что является отрицательным сигналом обратной связи. Высокий уровень мотивации и желание пациента продолжить просмотр видеосюжета стимулируют его изменять уровень альфа-активности в заданном направлении. Пациент стремится найти такое состояние, при котором сигнал положительной обратной связи будет сохраняться как можнодольше. В качестве зрительных стимулов используются стандартные наборы слайдов, «мозайки» (составление из отдельных фрагментов целого изображения сюжета) и видеосюжеты (демонстрация фильма на экране второго монитора).

     Период отдыхавремя, отведенное для переключения внимания с выполнения условий, заданных в период работы, на просмотр подборки различных слайдов с одновременным прослушиванием музыкальных сюжетов релаксирующего характера, либо на прослушивание музыкальных сюжетов с закрытыми глазами.

2.Физиотерапия является одним из ключевых этапов данной технологии.

     Термин «физиотерапия» происходит от двух греческих слов – physis природа и therapeia – лечение. В буквальном переводе лечение больных природными (физическими) факторами. Наряду с природными физическими факторами (тепло, солнце, вода, холод, грязи), в данный период, применяются и искусственные физические факторы.

    Лекарственный электрофорезсочетанное воздействие на организм постоянного электрического тока и вводимого с его помощью лекарственного вещества. Лекарственные вещества, вводимые методом электрофореза, вызывают непрерывное и длительное раздражениенервных рецепторов кожи, приводящих к формированию рефлекторных реакций.Накапливаясь в верхних слоях кожи и подкожной клетчатки лекарственные вещества постепенно поступают в кровь и лимфу, оказывая длительный лечебный эффект. Период выведения препаратов из кожного депо колеблется от 3 часов до 15-20 суток, что обуславливает продолжительное лечебное действие данного метода . Метод электрофореза обеспечивает подведение лекарственного  вещества в высокой концентрации непосредственно к патологическому очагу, не насыщая при этом лекарствами весь организм.  Выбор лекарственного вещества зависит от заболевания. При окулистических заболеваниях применяется э/форез по методике Ратнера. Т.е. прокладки, смоченные раствором эуфиллина накладываются на верхне-шейный отдел позвоночника, а второй электрод на верхнюю треть грудины. При этом происходит поступление и депонирование эуфиллина в кожу пациента, что ведет к улучшению мозгового кровообращения, уменьшению внутричерепного давления, улучшению микроциркуляции крови в тканях, в том числе и в глазных яблоках.

Ультратонотерапия метод, основанный на применении высокочастотного переменного синусоидального тока высокого напряжения, при котором основным действующим фактором является электрический разряд, возникающий между телом и электродом, а так же эндогенное тепло и озон. При окулистической патологии УТТ применяется на заднюю поверхность шеи и верхнюю треть грудного отдела позвоночника. Данная процедура вызывает вегетососудистую  реакцию, проявляющуюся расширением капилляров и артериол, повышением тонуса вен, незначительным повышением местной температуры, улучшением крово- и лимфообращения преимущественно местного характера. Это благоприятно влияет на обмен веществ, усиливаются процессы регенерации. Применение данного метода даёт улучшение микроциркуляции, устранение застойных и воспалительных явлений в тканях, в том числе и в глазных яблоках.

3.Фитотерапия лечение лекарственными растениями. В центре применяется в виде отваров лекарственных растений и фиточаев.

Назначается индивидуально при всех заболеваниях. При заболеваниях глаз в

нашем Центре назначаются таблетки «Черника-форте», «Оковит»,

поливитамины, «Аскорутин», витамины группы С, фиточай«Очанка»,

препараты, улучшающие кровообращение головного мозга.

  1. Лечебный массаждозированное механическое воздействие на тело человека. В зависимости от вида, массаж обладает тонизирующим или расслабляющим действием. При любом виде массажа улучшается кровообращение, лимфоотток, питание тканей и органов. Улучшаются функциональные свойства и режим деятельности органов, уменьшается утомление и повышается работоспособность всего организма. Применяется при всех заболеваниях в подострой и хронической фазах. При лечении болезней глаз можно применять несколько разновидностей массажа: классический массаж тела массажистом, самомассаж и водный массаж.
  1. ЛФК.

     Применяются общеразвивающие упражнения, корригирующие, дыхательные упражнения, а также упражнения для укрепления шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе.

3 этап (Коррекционный)

     Весь курс занимает от 3 до 7 недель. В процессе тренировок состояние зрительных функций контролируется врачом офтальмологом через 10, 15 и 20 дней.Вносятся коррективы в лечение. При необходимости проводят повторные курсы через 3-6 месяцев, в зависимости от стойкости лечебного эффекта и индивидуальных особенностей организма пациента.

4.Итоговая диагностика.

     Итоговая диагностика проводится врачом-офтальмологом на начальном, контрольном и заключительных этапах для исследования остроты зренияс помощью таблиц Орловой и Головина-Сивцева, для определения рефракции используется скиаскопическая линейка.В кабинете БОС-коррекции зрения контроль зрительных функций проводится путем  визоконтрастометрического исследования при просмотре стимулов изолированно каждым глазом.

     В конце курса детям даются рекомендации по организации рабочего места в школе и дома, по режиму и правильному питанию, богатому витаминами и микроэлементами. Выдаются брошюры с комплексом упражнений по У.Г. Бейтсу и с гимнастикой Э.С. Аветисова.

Результаты

В результате данной технологиинабдюдается стойкий результат при помощи комплексного воздействия на организм человека в течение определенного времени. Мы видим, что:

  • повышается острота зрения;
  • ослабляется сила оптической коррекции;
  • снижаются темпы патологического процесса;
  • стабилизируются зрительные функции;
  • снимается спазм аккомодации;
  • улучшается зрительная фиксация;
  • устраняется зрительное утомление;
  • повышается работоспособность;
  • улучшается общее состояние.

Отрицательных результатов нет!

За период 2013-2014г.г. пролечено 257 детей, проведено 3583 занятия.

 Эффективность лечения  детей.

Год

Количество  детей

Положительная динамика

Без динамики

2013г.

 

134

124

10

2014 г.

 

123

120

3

 

Число детей с положительной динамикой составляет  в 2013 году -92,5%, в 2014 году -97,5%.

За анализируемый период эффективность остается стабильно высокой, что связано с комплексной помощью, которая включает в себя физиотерапию, фитотерапию, ЛФК, хорошую мотивацию к занятиям и заинтересованность  ребенка и его родителей.

 Структура патологий органов зрения.

Заболевания

2013

2014 г.

Миопия

49

27

Амблиопия

27

30

Спазм аккомодации

7

15

Косоглазие

7

3

Гиперметропия

20

22

Астигматизм

22

24

Частичная атрофия

диска зрительного нерва

2

2

     Анализируя структуру патологий органов зрения у детей, пролеченных в рамках данной технологии,  видим, что число детей с диагнозами гиперметропия, амблиопия и астигматизм практически не меняется, т.к. эффективность лечения при этих заболеваниях выше, чем при других офтальмопатологиях.

Таким образом, данная технология является современным, высокоэффективным способом лечения заболеваний органов зрения у детей. С помощью комплексного воздействия на организм ребенка мы учим детей сохранять свое зрение, обретать умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, т.е. быть спокойным и уверенным в любой жизненной ситуации.

 

Количество просмотров: 280
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

сентябрь 2017

82 086,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин