> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > «Социально-психологическое сопровождение условно осужденных несовершеннолетних и родителей, имеющих несовершеннолетних детей»

Описание технологии

«Социально-психологическое сопровождение условно осужденных несовершеннолетних и родителей, имеющих несовершеннолетних детей»

Характеристика проблемы

     Каждый человек на Земле – явление уникальное, неповторимое, особенное; это особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями – индивидуальностью.

     Индивидуальность характеризуется своеобразным темпераментом, своеобразием ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, совокупностью волевых, моральных качеств, особенностями интересов, склонностей, способностей, которые заметно отличают данного человека от других людей. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности в целом. В различные периоды взросления психическая жизнь человека определяется социальной ситуацией развития, возрастные новообразования перестраивают и внешнюю, и внутреннюю жизнь ребенка. Это переживание своей динамичности, изменчивости, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни.

     Подросткам, вступающим в мир взрослых, требуется очень много времени и усилий для адаптации к окружающим условиям. Процесс адаптации к новым условиям всегда проходит достаточно болезненно, но от того, насколько индивид способен приспособиться к изменяющимся условиям с минимальными потерями для своего «Я», зависит его эмоциональное и психическое здоровье. Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современном обществе. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 – 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот процесс подтверждает и тот факт, что в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

     Основными видами преступлений продолжают оставаться: угон автотранспортных средств, кражи и грабежи. Причинами подростковой преступности является стремление к материальному обеспечению, самоутверждение, отсутствие контроля со стороны родителей, а также асоциальная направленность личности. Кроме того, отмечается преобладание у несовершеннолетних низкой культуры досуга, потеря интереса к учебе и школьной жизни и, как следствие, происходит попадание в разряд проблемных учеников, ненужность в классном коллективе. Серьезный дефицит семейного внимания, уважения к несовершеннолетнему, отчуждение взрослого сообщества от детей, невключенность в различные сферы деятельности общества, в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые, отсутствие доверия осложняют социальное созревание несовершеннолетних, способствуют выработке иждивенчества, потребительской позиции, социальной пассивности, росту цинизма, потере уважения к важнейшим человеческим ценностям. Вышеперечисленные причины подростковой преступности являются предметом обеспокоенности государства и общества, задачами которого является повышение эффективности профилактической и предупредительной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     Своевременная оказанная психолого-педагогическая помощь должна быть направлена на формирование собственных жизненных стратегий подростков, т.к. важной составляющей психического здоровья является способность самостоятельно определять цели своей жизни и действовать согласно этим целям, а также на ознакомление с основными законами, по которым живет общество. В профилактической работе с несовершеннолетними «Группы риска» особого внимания требуют подростки, которые относятся к категории «условно осужденный», поскольку велика вероятность совершения ими повторных преступлений и антиобщественных действий.

     Взаимодействие с организациями и учреждениями различной ведомственной принадлежности заключается в оказании всесторонней помощи несовершеннолетним в социальной поддержке. Комплекс межведомственных мероприятий, направленный на предупреждение повторных преступлений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, социально-психолого-педагогическую помощь, правовую поддержку условно осужденным подросткам, с целью их адаптации в семье и обществе.

     Реализация совместных планов позволяет организовать межведомственное взаимодействие в рамках единого реабилитационного пространства, видеть результат социального воздействия, оказываемого на несовершеннолетнего.

     В работе с данной категорией подростков главным является желание специалистов всех заинтересованных ведомств помочь им в трудный период жизни, убедить подростка и членов его семьи поверить в свои силы и понять, что только вместе, поддерживая друг друга, они могут решать возникающие проблемы.

Актуальность проблемы состоит в том, в настоящее время развивается тенденция к сокращению применения реального лишения свободы посредством введения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Одной из мер уголовно-правового характера и главной альтернативой лишению свободы является условное осуждение, преимущество которого заключается в том, что оступившийся человек имеет реальную возможность реабилитировать себя вне изоляции от общества. Поэтому условное осуждение сегодня в России применяется практически к каждому второму осужденному.За то время (2012-2015 гг.), что Центр осуществляет сопровождение данной категории населения, количественный показатель ежегодно меняется как в сторону повышения, так и понижения, но остаётся стабильно высоким в отношении условно осужденных родителей, имеющих несовершеннолетних детей (средний показатель – 16 родителей за год). Количество несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, также требует обращения внимания специалистов. Средний показатель за последние 4 года составляет 10 несовершеннолетних за год.

Годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество условно осужденных несовершеннолетних

 

23

 

11

 

5

 

0

Количество условно осужденных  родителей

 

Не сопровождали

 

11

 

21

 

15

Количество повторных преступлений

0

1

0

0

В связи с тем, что условно осужденный несовершеннолетний в силу особенностей психологии, обусловленных переходным возрастом и отягощенных влиянием криминогенных факторов, нуждается в проявлении особой деликатности, психологического и педагогического мастерства, помощи в исправлении, данная технология призвана скоординировать деятельность специалистов в организации социального сопровождения.

Цель:

предупреждение повторных преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, оказание психолого-педагогической помощи и правовой поддержки подросткам и членам их семей.

Задачи:

  1. Коррекция психофизических особенностей личностного развития подростков;
  2. Сформировать систему нормативно-правовых знаний, регламентирующую жизнь подростка в России;
  3. Воспитание морально – нравственных установок ответственности за свою гражданскую позицию;
  4. Психологическое стимулирование переоценки ценностей и перспектив у взрослых условно осужденных, а также оказание помощи в формировании необходимых элементов готовности личности к правильному поведению в различных сферах жизнедеятельности и социальных отношений.

     Технология представляет собой систему взаимодействия и воспитательно-профилактической работы с условно осужденными несовершеннолетними, а также социальное сопровождение родителей, осуждённых без лишения свободы и имеющих несовершеннолетних детей. Использование технологии в работе с условно осужденными несовершеннолетними, условно осужденными родителями, имеющих несовершеннолетних детей, специалисты направят свои усилия на оказание своевременной, адресной помощи несовершеннолетним, родителям в решении жизненных проблем, возникших вследствие совершения преступления.

Срок реализации технологии – 1 год.

Реабилитационная работа строится по этапам:

Первый этап – организационный.

  1. Зачисление семьи и несовершеннолетнего на социальное сопровождение в отделение после принятия решения ДТСЗН ЯНАО о признании нуждающимися в социальном сопровождении.
  2. Зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание, с целью оказания социальных услуг после принятия решения ДТСЗН ЯНАО о признании нуждающимся в социальных услугах.
  3. Формирование банка данных условно осужденных подростков, родителей условно осужденных.
  4. Организационно-информационная работа с родителями.
  5. Информационно-просветительская деятельность по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, родителей условно осужденных.

Второй этап – диагностический. Использование коррекционно-профилактических методик:

тест Люшера, тест «Рисунок семьи», тест «Дерево», тест «Несуществующее животное», проективная методика «HAND – TEST

Третий этап – коррекционно-профилактический и воспитательный

  1. Организация коррекционно-профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними и родителями.
  2. Индивидуальное консультирование подростков и родителей (педагогическое и психологическое).
  3. Тренинги для родителей по коррекции детско-родительских отношений.
  4. Индивидуальные тренинги в кабинете биологической обратной связи.
  5. Содействие в трудоустройстве, получении среднего и профессионального образования несовершеннолетних.
  6. Проведение акций по профилактике алкоголизма и наркомании совместно с учреждениями профилактики.

Четвертый этап – аналитический

  1. Качественный и количественный анализ результатов по окончании реабилитационной работы.
  2. Проведение педагогического консилиума по итогам реализации индивидуальной программы социального сопровождения несовершеннолетнего и семьи, а также родителей.

В коррекционно-профилактической работе используются БОС терапия коррекции психоэмоционального состояния, метод «Сеть социальных контактов».

     С целью формирования социально приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно-ценностных устремлений к социальной интеграции в обществе применяется программа для несовершеннолетних «Твой безопасный мир», направленная на формирование законопослушного поведения подростков.

    С целью формирования личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, способность к построению жизненной перспективы, ориентации на здоровый образ жизни, повышение морально-духовного и культурного уровня планируется создание клуба «В кругу друзей», посредством которого продолжится дальнейшая реализация технологии.

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу разработанной социальной технологии:

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Семейный кодекс;
  • Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г.;
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан» в Российской Федерации;
  • Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года № 110-П «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе по выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, организации индивидуальной работы с ними»

Сведения о ресурсах, применяемых для реализации социальной технологии:

  1. Финансовые ресурсы: финансирование не требуется.
  2. Материально – технические ресурсы:

     Компьютеры, комната психологической разгрузки, оборудование и материал для занятий ароматерапией (ультразвуковой распылитель, эфирные масла), релаксационные диски, диагностический материал, развивающие и настольные игры, сухой бассейн, программа «Комфорт», методическая и художественное литература и т.д.

  1. Информационные ресурсы: официальный сайт Центр, интернет, страница на официальном сайте Администрации города Салехарда, страница на официальном сайте Департамента по труду и социальной защите населения города Салехарда. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus. gov. ru.
  1. Кадровые:

Иванова Нина Васильевна, директор ГКУ  ЯНАО «СРЦН «Доверие» в МО г. Салехард», образование высшее, окончила Ленинградский государственный институт культуры в 1974 году. В должности директора работает 12,5 лет.

Яр Светлана Алексеевна, заместитель директора по В и РР, образование высшее, окончила Елецкий педагогический институт в 1996 году. В должности заместителя директора работает 12 лет.

Дединская Ольга Викторовна, заведующий отделением участковой социальной службы, образование высшее. В должности заведующего работает 5 лет.

Сула Наталья Владимировна, специалист по социальной работе, образование высшее. Окончила Столичный гуманитарный педагогический институт в 2007 году. В должности специалиста по социальной работе работает 5 лет.

Ласточкина Надежда Михайловна, специалист по социальной работе, Образование среднее специальное. В должности специалиста по социальной работе работает 5 лет.

Соснина Валентина Дмитриевна, специалист по социальной работе, образование среднее специальное. В должности специалиста по социальной работе работает 5 лет.

Рицкая Надежда Петровна, специалист по социальной работе, образование среднее специальное. В должности специалиста по социальной работе работает 5 лет.

Ефимова Екатерина Васильевна, педагог – психолог, образование высшее, окончила КФ МГЭИ в 2010 году по специальности психология. В должности педагога – психолога работает 2 года.

Механизм реализации социальной технологии:

  1. Текущее управление реализацией технологии осуществляет заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе — координатор технологии.
  2. Координатор технологии и исполнители мероприятий ежегодно в установленном порядке уточняют перечень воспитательно-реабилитационных мероприятий технологии на очередной год, определяют сроки их реализации, оценивают возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
  3. Исполнители мероприятий программы:
  • ежегодно подготавливают и представляют координатору технологии перечень мероприятий на очередной год и плановый период;
  • осуществляют ведение отчетности о реализации технологии и ежеквартально представляют ее координатору;
  • в рамках взаимодействия с ФКУ УИИ УФСИН РОССИИ по ЯНАО осуществляют обмен банка данных условно осужденных несовершеннолетних и условно осужденных родителей, имеющих несовершеннолетних детей;
  • несут ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий технологии.
  1. Координатор программы:
  • в установленном порядке подготавливает отчёты о реализации технологии;
  • осуществляет межведомственную координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их реализации.
  1. Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляет директор Центра.

Результаты от реализации социальной технологии:

Предполагается, что работа с использованием данной технологии позволит:

  • своевременно оказать реальную помощь указанной категории получателей в формировании уважительного отношения к человеку, труду, правилам и традициям человеческого общежития, способствующую преодолению личностных деформаций, интеллектуальному, духовному развитию, правопослушному поведению.
  • сформировать позитивные жизненные установки и ценностей у несовершеннолетних и родителей, имеющих детей, осужденных без лишения свободы;
  • повысить мотивацию к получению профессионального образования, трудоустройству;
  • привлечь социальные контакты для решения проблем семьи и подростка, а это повлечет снижение рецидивной подростковой преступности и количества несовершеннолетних, совершивших повторные правонарушения, среди прошедших реабилитацию.
  • достичь 100% охвата социальной технологией несовершеннолетних и родителей, осужденных без лишения свободы.

Кроме того, необходимо  отметить  социальную  эффективность  применения технологии:

  • снижение риска совершения повторных преступлений учётной категорией несовершеннолетних и родителей;
  • снижение уровня детской безнадзорности;
  • формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

     В процессе реализации программы будет проводиться анкетирование подростков с целью оценки эффективности проделанной работы и дальнейшего применения полученного опыта специалистов в социальном сопровождении данной категории получателей социальных услуг.

Таким образом, можно отметить снижение количества условно осужденных несовершеннолетних, охваченных реабилитационными мероприятиями.

Эффективность работы по программе отслеживается по критериям:

  1. Создание внешних условий (оценивается по эмоциональному фону несовершеннолетнего):
  • создание эмоционально комфортной среды обитания;
  • наполнение среды личностными предметами несовершеннолетнего;
  1. Формирование комфортных взаимоотношений в семье (оценивается по проявлениям привязанности к членам семьи и эмоционального благополучия ребенка в целом):
  • выстраивание правильной личностной позиции родителей по отношению к ребенку (с учетом особенностей каждого этапа);
  • включение несовершеннолетнего в систему семейных взаимоотношений;
  • активный контакт с семьей на основе доверительных отношений;
  • формирование у подростков положительных ожиданий, связанных с членами семьи;
  • выбор несовершеннолетним положительных ролей в социуме;
  • умение семьи самостоятельно справляться с трудностями в воспитательном процессе с несовершеннолетним.
  1. Общее физическое и психическое развитие несовершеннолетнего (оценивается по периодической психологической диагностике, по внешнему виду ребенка и педагогической характеристике из школы).

Затраты и перечень источников финансирования, используемых для реализации социальной технологии: не требует финансирования.

 

Количество просмотров: 880
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

август 2017

83102,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин