> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Социальная технология социальный театр профилактики негативных социальных явлений среди детей и подростков «Сфера»

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг» в муниципальном образовании Надымский район» 

Социальная технология

 социальный театр профилактики негативных социальных явлений среди детей и подростков «Сфера»

Характеристика технологии «Социальной театр»

     Переходный возраст в современном мире имеет много проблем. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. От быстрого взросления несовершеннолетний испытывает физическое и психологическое напряжение, то есть стресс, и гораздо более мощный, чем впоследствии во взрослой жизни. Безопасное, надежное время детства безвозвратно уходит. На подростка ложится ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Подростковый возраст – это период, когда  еще вчера малыш, а сегодня уже взрослый ребенок вступает в новый этап своей жизни. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. Для подростков характерна импульсивность, неустойчивость, завышенная самооценка, расчетливость и цинизм в романтических отношениях, появляется желание уединения.

     Сегодня современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять-двадцать лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с че­репами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильные телефоны. Уже несколько лет за окном — пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: игра­ли в футбол, казаки-разбойники, в домино, с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мири­лись. Современ­ные подростки просто другие. Их делает такими социокультур­ная среда, в которой они растут.

    Современные подростки бо­лее информированы, обо всем на­слышаны, у них широкий кругозор. Однако эти знания не глубоки. Большинство из них не проводит время за книгами, они растут перед мелька­ющими картинками телевизора, и не готовы к углубленному постиже­нию предметов. У современной мо­лодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, ко­роткую информацию, не вдаваясь в подробности. В наше время  настолько умножились соблазны, что несовершеннолетние буквально окружены ими, стеснены со всех сторон. Пытаясь показать себя взрослыми и «крутыми», детям трудно устоять перед соблазнами, которые призваны для того, чтобы воздействовать на слабые стороны подростка. Только  с сильным характером можно противостоять искушению. Сформировать устойчивую жизненную позицию, твердый характер, положительные ориентиры на жизнь, самостоятельность — все это является социально значимым для современного подростка.   Проблемы подросткового возраста – это лишь начало жизненного пути юного человека, поэтому необходимо как можно мягче обеспечить ему переход во взрослую жизнь.

    Одной из актуальных проблем современного общества является рост негативных социальных явлений в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков, страдающих социальными зависимостями, такими как алкоголизм, наркомания, табакокурение, игровая и компьютерная зависимости, шопоголизм и др. Наличие таких зависимостей препятствует гармоничному развитию личности, сознательному выбору жизненного пути, друзей, профессии, осознанию смысла жизни, значительно снижает их социальную активность, тормозит психическое и социальное развитие, повышает риск возникновения психических заболеваний, девиантного поведения, правонарушений и др. Как выстоять подросткам в современном социуме? Какой избрать путь?  Перед подростком постоянно стоит проблема выбора, а выбор уже сам по себе — ситуация стрессовая. В результате постоянного стресса, наложенного на гормональные изменения в организме, подростку бывает очень трудно владеть собой: он реагирует слишком яркими всплесками настроения на любые внешние события. Чтобы  ребенок не разочаровался в своем выборе,  ему нужно помочь, подтолкнуть, направить на путь истинный.

            Изменить данную ситуацию может только внедрение новых идей и подходов в деятельность учреждений, осуществляющих работу с подростками. Необходимо использовать в профилактике правонарушений несовершеннолетних новые технологии, интересные и привлекательные для подростков, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр.

      Театр является мощным инструментом социальных преобразований. Уникальность театральной методики состоит в том, что она легко адаптируется к тем целям и задачам, которые ставит перед собой специалист по профилактике негативных социальных явлений среди детей и подростков,  созданию адекватного информационного поля, формирующего установку на неприятие употребления психоактивных веществ, формированию устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака.

     Используя театральную технологию, специалист может во время работы над созданием спектакля помочь участникам пережить сложные моменты во взаимоотношениях,  помочь найти выход из сложной ситуации. Решение проблем личности через театральный персонаж безопаснее для подростка.      Созданный на сцене образ может помочь подростку глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход.

     Социальный театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую обращения к аудитории и стать эффективным средством, позволяющим рассматривать, в том числе деликатные вопросы, особенно если речь идет о подростковой и молодежной аудитории.

      Уникальной особенностью театральной технологии является управляемая дискуссия, которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются несовершеннолетние образовательных учреждений и актеры(несовершеннолетние, принявшие участие в постановке спектакля), которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени своего персонажа. Ведущим дискуссии является режиссер спектакля, специалист учреждения. Он задает вопросы, поднимает проблемы, направляет разговор в русло, позволяющее зрителям почувствовать, понять атмосферу спектакля, высказать свое мнение о поступках героев, поделиться впечатлениями, дать советы персонажам, которым не удалось решить свои трудности на сцене.

     Социальный театр позволяет удовлетворить потребности подростка в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации. В отличие от академического социальный театр интерактивен к своему сценарному замыслу, его реализации, поощряет креативный подход к реализации сценарного замысла.

     Социальная проблема, поднимаемая в сценарии спектакля, обсуждается и проживается вместе со зрителями, творческой группой в процессе реализации сценария. Декорации спектакля, костюмы, звуковое и музыкальное оформление определяется всеми участниками социального театра. Состав актерской труппы, распределение ролей осуществляется при участии психолога.

               Технология является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты колеблющихся молодых людей и заставляет задуматься тех, кто находится за чертой. Технология преследует цель формирования осознанного позитивного отношения к себе как к личности, которая может выбирать и осознанно говорить «нет» искушениям подростковой субкультуры. Он формирует у участников способность вести осознанный образ жизни и строить свою жизнь здоровой в психологическом и физическом плане в окружающей нас непростой социальной действительности.

                           Социальный театр учит видеть и решать общие проблемы жизни, такие как толерантное отношение к другому мнению, уважение к себе, формирование внутренней душевной стойкости и стойкости к ПАВ т.д.

                           Технология позволяет подросткам по-новому оценить себя, свой статус и перспективы в жизни, что является базовой основой для изменения негативного социального поведения на позитивное.

Таким образом, технология «Социальный театр» раскрывает основные механизмы работы по профилактике негативных социальных явлений среди подростков и является социально значимой для г. Надыма.

 

Цели и задачи технологии «Социальный театр»

Целью проекта является профилактика негативных социальных явлений среди детей и подростков.

Задачи проекта: 

  • создание безопасного пространства для подростков в социуме;
  • обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций в семье и подростковой среде;
  • формирование у подростков умения адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и мнимой собственной неполноценности;
  • пропаганда здорового образа жизни,  профилактика негативных проявлений;
  • реализация творческих способностей.

Целевая группа:

  • группа волонтеров – учащиеся образовательных учреждений;
  • несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактического учета;
  • зрители – учащиеся образовательных учреждений, студенты, воспитанники детского дома, подростки, состоящие на различных видах учета и т.д.

Концептульные подходы

     Философы и просветители издавна усматривали в театре нравственного учителя, угадывали возможного духовного целителя. Многие десятилетия театроведение более или менее традиционно — от восторга до скепсиса — говорит о назначении театра: быть храмом, кафедрой, трибуной, увеличительным стеклом, абсолютным зеркалом…

     Историк театрального искусства Н. Евреинов впервые связывает коррекционную работу с театром,  посредством художественного образа воздействует на зрителя, и игрой актера, посредством которой тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Определив новое понятие «театротерапия» формулой «Театр лечит актера, театр лечит и публику», Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться. А в преображении (акте преображения) и заключается вся сила, подлинно живительная сила театра, — сила целительная. Практический интерес представляет опыт первого коллективного психоанализа («театра для себя») — школьный спектакль постановки 1921 года. Эта «автобио-реконструкция», в которой исполнители — школьники играют самих себя, инсценировав собственные жизненные коллизии, «сценически изживаемые», воплощает театрализацию жизни по Евреинову, в которой «лицедейство» — творческий акт личной воли к трансформации.     Художник стремится поставить зрителя в центр сценического действия, сделать его действующим лицом «монодрамы», воплощающей идею «театра для себя». В каждом театральном спектакле заложена тенденция психотерапевтического воздействия — завуалированный аналитический сеанс.

     Сознательное применение театральных приемов для коррекции психики «актеров-зрителей, происходит в «психодраме»: Я. Морено, соединив психоанализ с драматургическим принципом, привносит в психоаналитический практикум непосредственное действие — импровизацию.

З. Фрейд и К.-Г. Юнг ведут общение  в диалоге, то есть в форме театральной, драматической;   Беседы Фрейда и Юнга — это не что иное как проигрывание ранее неосознанной  ситуации в новой роли, осторожно доводимой до сознания, что позволяет взглянуть по-новому, непривычным взглядом на, казалось бы, знакомую ситуацию, подлежащую переоценке. Данные концепции стали залогом тенденций, которые явились определяющими в формировании творческих исканий многих крупнейших режиссеров, философов и писателей.
 

 

Формы и методы реализации технологии «Социальный театр»:

     Технология «Социальный театр «Сфера» базируется на двух важных этапах: спектакле на социальную тему и познавательном информационном блоке, который проводится непосредственно после спектакля в рамках лектория, диспута, беседы и др. по социальной проблеме поставленного спектакля.     Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части проекта аудитория продолжает размышлять на тему, получать дополнительную информацию, формировать навыки поведения,  моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и мнимой собственной неполноценности.

            В технологии используются различные методы, такие как: игровой, наглядный, объяснительно-иллюстративный,  метод импровизации, репродуктивный, метод дидактической игры,  метод сценической речи и т.д. Формы работы: индивидуально — групповые формы, игровая форма, практические занятия — репетиции, ролевые игры, творческая мастерская, актерское мастерство и др.

Сроки реализации технологии

     Технология рассчитана на период учебного года с сентября  по май. В дальнейшем планируется использование элементов этого вида театральной деятельности в мероприятиях различного уровня.

 

Этапы  реализации технологии

Реализация технологии состоит из трех этапов:

Подготовительный этап.

     На данном этапе дети проходят диагностику, знакомятся с понятиями театр, пьеса, миниатюра, этюды, труппа и т.д., выбирают темы для сценических представлений, разрабатываются сценарии, подбирается музыкальное оформление выступлений, репетируются миниатюры, готовятся атрибуты и костюмы. 

Основной этап. Подростки выходят на сцену с подготовленным спектаклем. Реализуется основная задача технологии – пропаганда здорового образа жизни.

Заключительный этап.

     Подводятся итоги работы группы, заключительная диагностика, создаётся подборка видео и фотоматериалов, накопленных во время репетиций детей, создаётся презентация, формируется творческий и финансовый  отчет о проделанной работе. Всем ребятам, участникам спектакля,  предполагается поощрение. 

Нормативно-правовая база проекта:

    Программа социального театра «Сфера»  предназначена для детей и подростков   10-17 лет, направлена на художественно-преобразовательную и проектно-исследовательскую деятельность в области социально-общественных  задач,   составлена на основе:

  • Федерального закона от 24.06.1999г. №120-ФЗ(ред. От 14.10.2014г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Постановлении от 14 февраля 2014года №110-П «Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ЯНАО по выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в СОП и ТЖС, организации индивидуальной профилактической работы с ними».
  • Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; 
  • Конвенции ООН «О правах ребенка»;

Кадровое обеспечение проекта «Социальный театр»

                        Данная технология разработана и реализуется специалистами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

 Социальный театр обладает широкой межпредметной направленностью и отличается многопрофильностью деятельности, поэтому при реализации  проекта требуется участие следующих специалистов:

  • социальный педагог;
  • специалисты по социальной работе;
  • педагог ИЗО;
  • психолог;
  • инструктор по труду.

Механизм реализации технологии «Социальный театр»

     Технология «Социальный театр» создана с целью создания адекватного информационного поля, формирующего установку на неприятие употребления психоактивных веществ, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака. В рамках технологии информация доносится
доступным, интересным языком сверстников-актеров, посредством
театрализованного представления. Лекции, беседы и тренинги — это эффективные методы профилактики, но увиденное и сказанное подростками даст более положительный результат, чем нотации и беседы взрослых.

                   Механизм реализация технологии состоит из нескольких ступеней:

1 ступень — набор и подготовка участников инициативной группы.  Сроки  от 1 месяца до 1,5.

2 ступень – постановка спектакля: сценарий и репетиции. Время от подготовки первого варианта сценария до премьеры от 3 до 6 месяцев.

3 ступень – разработка образовательного блока.

4 ступень – апробация модели на базе центра, в случае необходимости — корректировка сценария и образовательного блока проекта.

5 ступень – работа по подготовке базовых площадок. Базовыми площадками для проекта являются школы, училище, подростковые клубы, детский дом и др.

6 ступень – показ спектакля в образовательных учреждениях города Надыма и Надымского района.

Группа открытая. Это значит, что в нее могут быть приняты но­вые участники, после того, как группу покидают те, кто уже принял участие в спектакле.

                    Посещают театральную студию  12 – 15 несовершеннолетних. Занятия в театральной студии проводятся 1-2 раза в неделю, длительностью 1,5 – 2 часа. Проводят занятия социальный педагог, специалисты по социальной работе, к участию в занятиях привлекаются учитель ИЗО, психолог и инструктор по труду.

    Расширение диапазона знаний детей и подростков  о вреде потребления
наркотических средств, привитие им навыков здорового образа жизни, профилактика правонарушений,  анализ происходящих событий, оценка своего отношения к ним, развитие понимание себя и других людей, их ЧУВСТВ, настроений, ПОСТУПКОВ, развитие творческого воображения, уверенности в себе, оригинальности мышления, стимулирование творческого самовыражения, снижение психоэмоционального напряжения подростков — задача специалиста, работающего по данной технологии.

Материально-технические ресурсы

Оборудование: мягкое половое покрытие, стулья, столы, скамейки, кубы, ширмы, станки, световое оборудование, музыкальный центр, микрофоны, костюмы, декорации и реквизит, микшерный пульт и т.д.

План-график проведения мероприятий

Подготовительный этап ( сентябрь – октябрь )

Сроки

Мероприятия

Ответственные

сентябрь  

Создание творческой группы единомышленников, определение перспективы работы.

 Социальный педагог

сентябрь — октябрь 

Набор участников театральной труппы. Первичная диагностика несовершеннолетних.

Социальный педагог;

Специалисты по социальной работе.

октябрь  

Определение репертуара, содержания театрализованных программ.

 Социальный педагог;

Специалисты по социальной работе.

— Основной этап (ноябрь – апрель)

Сроки

Мероприятия

Ответственные

 ноябрь — январь  

 

 

·                   Постановка этюдов.

·                   Работа творческих мастерских по изготовлению декораций и костюмов.

·                   Подбор музыкального оформления спектаклей.

Социальный педагог;

Специалисты по социальной работе; Учитель  Изобразительного искусства;

 Социальный педагог;

февраль

Репетиции спектакля.

 Социальный педагог;

март 2016г.

Постановка премьерного спектакля.

Специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

 март – апрель 2016г.

 

·                   Показ социального спектакля в образовательных учреждениях г. Надыма.

·                   Освещение деятельности работы театра в СМИ.

 

 

 

Социальный педагог;

 

 

 

 — Заключительный этап ( май )

Сроки

Мероприятия

Ответственные

май

 

·               Заключительная диагностика несовершеннолетних, анкетирование.

·               Сбор и анализ полученных результатов.

·               Определение перспективы деятельности, распространение положительного опыта.

 Социальный педагог

 Заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних; педагог-организатор.

 

 Результаты реализации технологии. 

     На этапах реализации данной технологии дети учатся взаимодействовать друг с другом, становятся более коммуникабельными, эмоционально адаптированными в окружающей действительности. В процессе занятий дети получают знания о театре в целом, его возникновении и становлении в России. Учатся искусству перевоплощения, изготовлению  атрибутов для выступлений, учатся бережно относиться к костюмам,  придумывать мизансцены, этюды и миниатюры. Фантазия детей находит нужное русло, а реализация замыслов – чувство самоудовлетворения, нужности и полезности дела, которым они занимаются. У ребят формируется нравственная система ценностей, благоприятная эмоциональная сфера, настроение, возникает потребность для дальнейшего роста. Интересная творческая деятельность – отличная идея для организации свободного времени, когда каждый участник занят любимым делом.

Проблемы подростков в разных проявлениях существовали во все времена. Им свойственно рисковать, играть в опасные игры, так пусть это происходит на сцене. Реализуя данный проект, мы получаем следующие результаты:

  • улучшение психоэмоционального состояния личности;
  • повышение адаптивных возможностей подростков;
  • снижение правонарушений среди подростков;
  • повышение культурного, творческого, интеллектуального уровня подростков;
  • социализация подростков, навыки работы в коллективе с закреплением общего позитивного результата;

     Эффективность данной технологии заключается в том, что благодаря проживанию ситуации на сцене, мы добиваемся устойчивой жизненной позиции у несовершеннолетних, расширяем диапазон знаний у подростков о вреде потребления наркотических средств, пропагандируем здоровый образ жизни. 

Эффективность реализации технологии.  

     Наиболее достоверным диагностическим методом можно считать наблюдение за тем, как подросток ведет себя в повседневных ситуациях, как он ведет себя со сверстниками, в кругу малознакомых людей.

Зачастую в коррекционной игре (этюды, миниатюры) проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других, да и для него самого.

     Кроме наблюдения,  используется цветовой тест М. Люшера, анкеты для несовершеннолетних с целью определения их отношения к социальным зависимостям (алкоголю, курению, наркотикам, игровой зависимости).

  1. Анализ эффективности работы в театральной студии «Сфера».

    Анализ работы театральной студии «Сфера» показал положительную динамику психокоррекции эмоциональных нарушений и проблемного поведения у подростков. В основу анализа лег мониторинг по основным показателям психоэмоциональных расстройств у детей, таких как: повышенная тревожность, психоэмоциональное напряжение и низкий уровень адаптации. На основе результатов первичной и заключительной диагностик были сделаны заключения, которые подтверждают целенаправленность и эффективность данной программы.  

   Всего театральную студии посетило 86 детей подросткового возраста, у которых была выявлена повышенная тревожность, неустойчивость психоэмоционального состояния, низкий уровень адаптации и нарушение коммуникативных навыков общения. В результате целенаправленной психокоррекционной работы выявлена положительная динамика.

Положительным результатом работы можно считать следующие изменения у детей:

  • улучшение психоэмоционального состояния: снижение уровня тревоги, приближение психоэмоционального состояния к аутогенной норме-эталону
    нервно-психического благополучия, нормальная активированность
    подростка.              
  1. 0ценка эффективности технологии по показателю «уровень тревоги».

     Общее количество детей (86 человек), после проведения первичной и заключительной диагностики можно распределить по показателю «уровня тревоги» следующим образом (Таблица 1)

Таблица 1

 

Первичная диагностика

Заключительная диагностика

С низким уровнем тревоги — норма нервно-психического здоровья, нормально адаптированные дети

2

2%

68

79%

С повышенным уровнем тревоги в пределах нормы, дети «группы риска».

40

47%

14

17%

Подростки в состоянии психоэмоционального неблагополучия: с эмоциональной неустойчивостью, вероятностью реакций невротического характера, тревожности, страхов, компенсаторного поведения.

17

20%

4

4%

Подростки с очень высоким уровнем тревоги, высокой вероятностью эмоциональных и поведенческих нарушений.

24

28%

0

0%

Подростки в состоянии стресса, дети с выраженной социально-психологической дезадаптацией: протестными реакциями, агрессивностью, вероятностью невроза

3

3%

0

0%

     После участия в театрализованных постановках наблюдается снижение уровня тревоги у 68 детей (79%), из 86 взятых на постановку. Также 3 человека в «состоянии стресса» до начала работы по технологии «Социальный театр» перешли в более благополучную категорию подростков: до начала работы- 3ч. (3%), после — 0ч (0%).

Вывод: Анализ изменения в состоянии подростков по показателю «уровень тревоги» до и после работы по технологии «Социальный театр» позволяет сделать вывод о снижении тревоги у 82 ч. (96%). Снижение показателя уровня тревоги отражает улучшение психоэмоционального состояния личности, повышение адаптивных возможностей подростков.

  1. Анализировались изменения показателя уровня тревоги отдельно для детей с нарушением психоэмоционального состояния и высоким «уровнем тревоги» -44 ч. (Таблица 2).

Таблица 2. Изменения в состоянии детей с нарушением в эмоциональной сфере, высокой тревогой, эмоциональной напряженностью, состоянием стресса.

Улучшение состояния до уровня оптимального

9

22%

Нормализация состояния (коррекционный эффект)

26

56%

Снижение тревоги

7

17%

Состояние без изменений

2

5%

     После  работы по технологии «Социальный театр»   положительная динамика отмечалась у подростков с нарушением в эмоциональной сфере, высокой тревогой, эмоциональной напряженностью, состоянием стресса: из общего количества подростков, которые составляли данную категорию, улучшение состояния до уровня оптимального отмечалось у 9ч.(22%), нормализация состояния – 26ч.(56%), снижение тревоги – 7ч.(17%).

     Анализируя результаты, можно сделать вывод, что данная технология   эффективна. Подростки стали более энергичны, уверены в себе, эмоционально уравновешенны, оптимистичны. Повысилась стрессоустойчивость, способность к успешной адаптации. 

  1. Анализ коммуникабельности подростков в театральной студии «Сфера»   

     Коммуникабельность и общительность – это основные качества, которые позволяют успешно устанавливать связи с другими людьми и добиваться успехов в самых разных сферах жизни. Для того чтобы определить, насколько подростки успешны в общении, несовершеннолетние прошли тест на коммуникабельность (таблица 3).

 Таблица 3 

 

Первичная диагностика

Заключительная диагностика

 С проблемами в общении

63

73%

4

5%

 Коммуникабельность в пределах нормы

6

7%

80

93%

Подростки в состоянии болезненного общения

17

20%

2

2%

     После участия в театрализованных постановках   уменьшилась группа детей с  проблемами в общении: с — 63 ч. (73%) до — 4 ч. (5%), увеличилось количество подростков с коммуникабельностью в пределах нормы: с 6 детей (7%) до 80 (93%); 15 несовершеннолетних перешли в категорию подростков с коммуникабельностью в пределах нормы; 2 (2%) подростка остались в состоянии болезненного общения.

Вывод: Анализ изменения в состоянии подростков по показателю «уровень коммуникабельности» до и после работы по технологии «Социальный театр» позволяет сделать вывод о повышении  способности у 80 ч. (93%). Увеличение показателя « уровня  коммуникабельности»  свидетельствует о достаточно выраженной у детей способности к общению. Подростки контактируют с людьми, понимают их, достаточно  развито чувство сопереживания. Дети готовы к сотрудничеству, заботливы, внимательны и даже в конфликте эмоционально устойчивы.

     Для определения эффективности данной технологии проводится  анкетирование.  В анкетировании приняли участие учащиеся образовательных учреждений в количестве 200 человек. 

     Для исследования используется анкета (приложение 1), которая дает возможность определить отношение несовершеннолетних к социальным зависимостям (алкоголю, курению, наркотикам, игровой зависимости).

     Анализируя результаты анкетирования, делаем вывод, что после просмотра или участия в профилактическом спектакле, направленном на профилактику социальных зависимостей, у несовершеннолетних происходит переориентирование на здоровый образ жизни, происходит расширение информационного поля о ЗОЖ, формируется активное отношение детей к своему здоровью, появляется желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

     После просмотра профилактических спектаклей с несовершеннолетними проводится опрос с целью определения уровня осведомленности о здоровом образе жизни.

Вывод: анкетирование показывает, что благодаря просмотру и участию в театрализованных представлениях у 81% детей сформирован  достаточный уровень осведомленности о ЗОЖ, у 12% — недостаточное представление о здоровье и здоровом образе жизни,  низкий уровень показали 7% школьников. Итоги проведенного исследования дают возможность сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на профилактику социальных зависимостей среди несовершеннолетних посредством профилактических театрализованных представлений.

     Таким образом, большая часть опрошенных отмечает, что они испытывают положительные чувства и эмоции от участия и просмотра профилактических спектаклей. В этом важность и ценность данной технологии, одним из важнейших составляющих которой является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья подростков. Именно искусство дарит детям те положительные эмоции, которые они не всегда могут получить.  Кроме того, участники анкетирования указали, что занятия театральным искусством – это их мечта, серьезное увлечение, которое доставляет радость и удовлетворение.

     Итоги  диагностических исследований дают нам возможность сделать вывод о необходимости проведения работы по данной технологии, направленной на профилактику негативных социальных явлений среди детей и подростков, а именно работать по технологии «Социальный театр».

     Гуманистический характер проводимых мероприятий с подростами и их семьями гарантирует каждому из них реальное право на достойную форму существования в социальной среде, и коллектив Центра максимально выполняет свои функции по реализации этого права каждого ребенка на достойную жизнь.

Количество просмотров: 1065
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

июнь2017

93336,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин