> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Программа профилактики употребления наркотических средств среди подростков Skype-тренинг «Паритет»

           Характеристика проблемы, актуальность реализации программы

           В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о профилактической работе с детьми и подростками по вопросам употребления наркотических средств и ПАВ. Как показывает статистика, каждый третий старший подросток уже попробовал на себе действие наркотических веществ. Для предупреждения употребления наркотических средств подростками необходимо опираться, прежде всего, на методологию формирования представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, и формированию умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность. Основным направлением профилактических мер является пропаганда здорового образа жизни и формирование у молодого поколения негативного отношения к потреблению наркотических средств, токсических и психотропных веществ.

         Немаловажным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков психологической защиты, и низкий ценностный барьер. Функционирование системы психологической защиты личности определяет эффективность преодоления жизненных трудностей, сохраняет позитивные представления личности о себе.

         Одним из факторов успешной работы психологической защиты является сформированность у подростка ответственности за свои действия и за самого себя. Современные подростки часто сталкиваются с проблемой отсутствия четкой осознанности своих действий, своих поступков и поэтому действия, которые они совершают часто остаются без их должного внимания и прогнозирования в будущем. Таким образом, проблема формирования у подростков ответственности за свои действия является актуальной в современном мире.

         Эффективным способом развития и закрепления такого навыка является активная тренировка, а качественной тренировки можно достичь только со специалистом, у которого накоплен достаточный практический опыт, то есть с психологом (тренером). Сотрудники ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский» предлагают уникальный вид взаимодействия, который включает наибольшую вовлеченность аудитории подросткового возраста, эффективное взаимодействие, и, как следствие, качественный результат — формирование ответственности за свои действия.

         Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, то есть одновременно обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Этот метод вовлекает участников в процесс обучения, который становится легче и интереснее.

         Такой формой работы является использование онлайн встреч, и проведение с подростками skype-тренинга с целью профилактики употребления наркотических средств. Skype-тренинг, проводится в значимой для подростка группе, пребывание в которой будет продолжаться еще достаточно долгое время. Это необходимо по следующей причине: сформировать негативное отношение у подростка необходимо не только у него, но и у тех его сверстников, с кем он чаще всего общается. Мнение подростка и мнение его окружающих сверстников относительно наркотиков и их влияния на организм должны быть идентичными.

        При использовании такого вида тренинга отмечается ряд положительных моментов:обучение происходит малыми группами (3-5 человек), что обеспечивает наибольшее адекватное восприятие материала; использование skype-тренинга может происходить в месте обучения подростков и не требует дополнительного перемещения, обучаемые могут находиться даже в разных аудиториях; не требуется больших финансовых вложений, у обучаемых должны быть только веб-камеры, гарнитуры и Интернет.

       С целью профилактики употребления наркотических средств среди подростков, в городе Губкинский, педагогом-психологом центра социального обслуживания населения «Елена», была разработана программа проведения skype-тренинга «Паритет».

      Для Губкинского внедрение skype-тренинга является новшеством. Практически каждая школа, учреждение социального обслуживания населения оснащена компьютерным оборудованием. Подростки все больше внедряются в информационные сети и становятся все более развитыми в вопросах интернет-коммуникации. Поэтому,применениеskype-тренинга, как профилактики употребления ПАВ среди подростков, является лучшей актуальной формой работы.

      В рамках организации данной программы,у подростков повысится уровень информационной открытости о проблемах, связанных с употреблением ПАВ,у них сформируется навык уверенного отказа от вовлечения в наркоманскую субкультуру, а такжеповысится уровень ответственности и коммуникативных навыков.

Основная цель программы 

— Создание в ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский» условий для системного развития skype-тренингов по профилактике употребления наркотических средств;

— Изменение ценностного отношения подростков к наркотическим средствам, сдерживание вовлечения детей и молодежи к приему наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни;

— Формирование антинаркотических установок, личной ответственности за свое поведение;

— Повышениеуровня информатизации подростков о проблемах, связанных с наркотиками.

Основные задачи программы

  1. Развитие и поддержка skype-тренингов в городе Губкинский;
  2. Изменение ценностного отношения подростков к наркотическим средствам;
  3. Сдерживание вовлечения детей и молодежи к приему наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни;
  4. Формирование антинаркотических установок;
  5. Формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающей снижение спроса на психоактивные вещества в подростковой популяции;
  6. Внедрение в образовательную среду инновационных психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков;
  7. Освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержка молодого человека и оказание помощи, ему, в самореализации собственного жизненного предназначения.

     Анализ практического опыта

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывают их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте.Поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Тренинговая группа определялась как собрание разнополых индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США «Национальной лаборатории тренинга». В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии, результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.В 60-е гг. возникает, опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса, движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах, под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга, выступали ролевые игры с элементами драматизации, создаюшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов, стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.

Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении: может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексияпсихолога той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой- вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов.

Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Принцип исследовательской творческой позиции

         Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

Принцип объективации (осознания) поведения.
         В процессе skype — занятий поведение участников переводится с импульсивного на осознанный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
         Партнерским, или субъект-субъектным общением является общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы психологического тренинга.

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
  2. Конвенция о правах ребёнка. Постановление Правительства РФ от 13.02.1998 N 180 «О принятии Российской Федерацией поправки к пункту 2 статьи 43 Конвенции о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года»
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  7. Федеральный закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  9. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12. 2006 № 1760-р
  10. ЗАО 40 от 05.04.2010 (ред. от 28.02.2011) «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ямало– Ненецкого автономного округа 24.03.2010).

    Критерии оценки и показатели эффективности программы

1.Количественная оценка в натуральных характеристиках

При количественной оценке проведения skype-тренингов, будутиспользоваться следующие показатели:

— количество проведенных skype-тренингов;

-количество участников skype-тренингов;

— количество задействованных школ.

  1. Качественные показатели эффективности программы.

         Качественные показатели эффективности программы будут оцениваться по следующим показателям:

— уровень индекса отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

— уровень склонности к зависимому поведению.

Срок реализации программы: программа будет реализована в 2015-2016 году сотрудниками ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский» в городе Губкинский.

Сведения о ресурсах: Административные ресурсы. Общее руководство программы осуществляет директор ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский» Э.Г. Попова.

Кадровые ресурсы. Исполнитель программы — педагог-психолог ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский» Владимирова К.В.

         Механизм реализации программы

Программа реализуется по этапам:

Подготовительный этап:

  1. Информирование школ города о проведении skype-тренингов;
  2. Разработка и проведение анкетирования подростковс целью выявления взглядов на «здоровый образ жизни», возможный опыт употребления наркотических средств; информированность подростков по проблеме наркомании;
  3. Разработка плана проведения skype-тренингов.

         Основной этап предполагает:

  1. Отработка содержания деятельности программы по проведению skype-тренингов;
  2. Реализация плановых skype-тренингов по программе.

         Заключительный этап:

  1. Подведение итогов работы по программе;
  2. Анализ проделанной работы и достигнутых результатов;
  3. Заключительное анкетирование подростков с целью выявления ценностных изменений в отношении проблемы наркомании.

Содержание программы

         В 2015 году создана анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркотикам.Разработан основной план проведения skype-тренингов по профилактике употребления наркотических средств. Согласование с образовательными учреждениями города совместной профилактической работы в области употребления наркотических средств по программе skype-тренинг «Паритет».

План проведения skype-тренингов по профилактике употребления наркотических средств среди подростков в ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский»

на 2015-2016 год

Тема

Срок проведения

Цель занятия

Упражнения (психотехники и т.д.)

1

Знакомство в группе

Октябрь -ноябрь, 2015г.

создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников тренинга, ознакомление их с принципами работы группы, создание групповых ритуалов, овладение игровым стилем общения, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему придется работать вместе с группой.

1.   Знакомство

2.   Девиз

3.   Список качеств, важных для межличностного общения

4.   Рефлексия занятия

2

Мои сильные стороны

Ноябрь-декабрь, 2016г.

закрепление игрового стиля общения, дальнейшее самораскрытие, открытие в себе сильных сторон, то есть таких качеств, привычек, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе и которые придают чувство внутренней стойкости и доверия к самого себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон в взаимоотношениях с окружающими.

1.   Здравствуйте

2.   Ласковое имя

3.   Интервью

4.   Перехват инициативы в диалоге

5.   Видение других

6.   Разговор через стекло

7.   Сильные стороны

8.   Домашнее задание

3

Судно, на котором я плыву

Январь-февраль, 2016г.

снятие эмоционального напряжения; создание благоприятных условий для работы в группе.

1.     Медитация и визуализация в психологическом тренинге «Судно, на котором я плыву»

2.    Обсуждение эффектов упражнения

 

4

Мои удачи и неудачи

Март-апрель, 2016г.

способствовать осознанию своих проблем, попыток их решений и преодолению трудностей

1.   События моей жизни

2.   Создание рисунка «Мой жизненный путь»

3.   Радость неудачи

4.   Общая метафора

5.   Стул хвастовства

6.   Благодарность за опыт

7.   Подведение итогов

5

Формирование ответственности у подростка за свои действия

Май, 2016г.

формирование ответственности за себя, свои действия; формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет»; формирование умений противостоять давлению группы.

1.   Я-это…

2.   Слепой и поводырь

3.   Два дела

4.   Умей сказать «НЕТ»

5.   Марионетка

6.   Рефлексия

7.   Домашнее задание

6

Подведение итогов

Сентябрь-октябрь, 2016г.

заключительное занятие: отслеживается эмоциональное состояние участников, ориентировка на предоставление психологической поддержки.

1.   Решительный разговор

2.   Чемодан

Достигнутый социальный эффект skype-тренингов, проводимый в рамках программы профилактики употребления наркотических средств среди подростков Skype-тренинг «Паритет».

В 2015 году разработаны:

— анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркотикам;

-основной план проведения skype-тренингов по профилактике употребления наркотических средств.

С образовательными учреждениями города согласован совместный план профилактической работы в области употребления наркотических средств, в рамках программыskype-тренинг «Паритет».

 

№ п/п

Наименование

Количество в 2015 году

Планируемое кол-во в 2016 году

Общее количество за 2015-2016 годы

Количественные показатели

1

Количество проведенных skype-тренингов

1

6

7

2

Количество участников skype-тренинга

5

15

20

3

Количество задействованных школ

1

1

2

Качественные показатели планируется оценивать после проведения 6 skype-тренингов (в сентябре 2016г.), с проведением заключительной диагностикии определением динамики:

-уровня индекса отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

-уровня склонности к зависимому поведению.

Результаты проведения качественных показателей программы планируется заполнять в виде таблицы:

№ п/п

Наименование

Результаты первичной диагностики

Результаты заключительной диагностики

Динамика, %

1

Уровень индекса отношения к здоровью и здоровому образу жизни

в/у-20%, кол-во чел.-1

с/у-60%, кол-во чел.-3

н/у-20%, кол-во чел.-1

 

 

2

Уровень склонности к зависимому поведению

в/у-40%, кол-во чел.-2

с/у-40%, кол-во чел.-2

н/у-20%, кол-во чел.-1

 

 

в/у — высокий уровень, с/у — средний уровень, н/у – низкий уровень

Дальнейшее развитие программы профилактики употребления наркотических средств среди подростков Skype-тренинг «Паритет».

         В дальнейшем, программа «Паритет» предусматривает проведение профилактики употребления наркотических средств на базе нескольких образовательных учреждений города, с целью расширения сферы влияния проводимых профилактических занятий по употреблению наркотиков в молодежной среде и формированию их здорового образа жизненного стиля.

         Отслеживание результативности показателей будет осуществляться после проведения 6 skype-тренингов с одной группой подростков.

        С целью выявления степеней (уровней) сформированности важнейших качеств личности данной группы школьников и отслеживания результативности проводимых занятий, будет проведена заключительная диагностика. На ее основе планируется дальнейшая профилактическая работа (при необходимости).

        Ожидаемые результаты программы skype-тренингов:

— повышение грамотности подростков в отношении здорового образа жизни;

-понижение склонности к зависимому поведению.

Затраты и перечень источников финансирования

         Внутренние источники финансирования заключаются вобеспечении технологической поддержки skype-тренингов, а именно компьютер, установка программы skype, микрофон, веб-камера, динамики.

         Внешние источники финансирования заключаются в обеспечении технического оснащения аудитории проведения skype-тренинговобразовательным учреждением.

Возможность внедрения программы Skype-тренинг «Паритет» в работу других организаций

         Элементы данной программы могут быть внедрены в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе, и негосударственный сектор, что способствует расширению возможностей профилактики наркомании.

 

Педагог-психолог

ГБУ ЯНАО «Центр «Елена»

в МО г. Губкинский»                                                           В.К. Владимирова

Количество просмотров: 312
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

август 2017

83102,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин