> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > ПРОГРАММА правильного и здорового питания «Путешествие в страну «Кулинария»

ПРОГРАММА правильного и здорового питания «Путешествие в страну «Кулинария»

Автор программы: Татьяна Владимировна Миллер — медицинская сестра; 

Наталья Александровна Михеева — заведующий производством (шеф-повар)

 

Содержание

I.Введение

1.1Основные понятия ________________________________________________________________2

1.2. Актуальность____________________________________________________________________ 3

1.3. Цели и задачи ___________________________________________________________________ 4

1.4 Принципы, организация, формы, методы приёма работы по ознакомлению

с программой ______________________________________________________________________  5

1.5 Календарно-тематическое планирование групповых занятий ___________________________ 7

1.6. Календарно тематическое планирование мероприятий индивидуальных занятий

с воспитанниками центра ____________________________________________________________ 9

1.7. Отчет за 2015 год________________________________________________________________11

1.8. План мероприятий на 2016 год____________________________________________________ 13

Приложение

№ 1 Профессия «Повар» _____________________________________________________________17

— притча «профессия повар___________________________________________________________20

№ 2 Занятие по ОБЖ « Кухня – не место для игр»________________________________________21

№3 Кулинарный поединок ___________________________________________________________25

№4 Дидактические игры _____________________________________________________________29

№5 Игра – занятие «путешествие в овощную страну» ____________________________________38

№6 «Правило поведения за столом» ___________________________________________________43

№7 «Как вести себя за столом» ______________________________________________________ 45

№8 «Правила поведения за столом» ___________________________________________________48

№9 «Сервировка стола, культура поведения за столом» __________________________________ 50

№10 «Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома ______________________________ 53

№11 Практическое занятие «Знакомство с классификацией посуды ________________________58

№12 Практическое занятие «Посуда»__________________________________________________61

№13 Практическое занятие «Виды теста» ______________________________________________63

№14 «Приготовление блюд из черствого хлеба»_________________________________________64

№15 Общее сведения о супах________________________________________________________ 66

№ 16 Интегрированное занятие «Щи, да каша – пища наша!» _____________________________ 68

№17 Беседа о правильном питании «Приятного аппетита» _______________________________ 70

№18 «Здоровая пища» ______________________________________________________________ 72

№19 «Витамины для здоровья» ______________________________________________________ 75

№20 «Здоровая пища. Влияние витаминов на организм человека» _________________________ 78

№21 «Витаминная семья»____________________________________________________________80

№22 Игра «Ромашка»_______________________________________________________________ 85

№ 23 «Овощи» ____________________________________________________________________ 86

 

Будущее России — это дети, и насколько их жизнь будет полноценной, здоровой и счастливой зависит от нас, взрослых.

  1. I. Введение

1.1Основные понятия

      Современное общество поделено на классы не только взрослое население нашей страны и нашего города, но и детей. Жизнеспособность и безопасность государства во многом определяется уровнем здоровья работающего населения, здоровье которого в 100% случаев зависит и определяется уровнем здоровья в детском возрасте.

     Уровень здоровья ребенка определяется многими факторами: наследственностью, состоянием здоровья родителей, социально – бытовыми условиями и климатической зоной проживания.

     Одной из важнейших задач воспитания детей, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка.

     Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Вместе с тем, в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран.      Увеличение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. В результате отмечено продолжающееся год от года ухудшение состояния здоровья детей (болезни, связанные с нерациональным питанием). Анализ ранее используемых рационов питания также выявил их несоответствие современным представлениям о здоровом питании дошкольников и множество нерешенных организационных вопросов.

Нерациональное пищевое поведение большинства детей складывается под влиянием:

  1. Низкой культуры питания в семьях и привычки родителей выбирать более доступные продукты питания, игнорируя качественные, с высокой пищевой и биологической ценностью.
  2. Отсутствия у родителей правильных и систематизированных знаний о здоровом питании, необходимости и важности употребления продуктов содержащих необходимый набор микроэлементов и витаминов.
  3. Агрессивной рекламы в СМИ, ориентированной на детей, предметом которой далеко не всегда являются пищевые продукты, отвечающие принципам здорового питания.

     Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что у ребенка сложившиеся пищевые предпочтения впоследствии могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Среди наиболее значимых негативных особенностей пищевого поведения детей в первую очередь следует назвать такие, как: избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров, недостаток микронутриентов в рационе питания, недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей и других продуктов, являющихся источником пищевых волокон, и т. п.

     Приведем далеко не полный перечень алиментарно-зависимых, т. е. связанных с нерациональным питанием, заболеваний, при развитии которых фактор питания играет решающую роль (в алфавитном порядке): анемии, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия), кариес зубов, кишечные инфекции, избыточная масса тела и ожирение, остеопороз, сахарный диабет.

    Эти нарушения здоровья непосредственно связаны с нерациональным питанием. Важно говорить о том, что модель пищевого поведения, которая впоследствии способствует появлению нарушений здоровья, как правило, формируется уже в дошкольном возрасте.

     Именно поэтому при организации питания в нашем центре «Гармония» важно не только накормить ребенка, чтобы он не остался голодным, но и приложить все усилия к тому, чтобы сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни. Высокая скорость роста, физического и психического развития детей в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который, начиная уже с 3-4-летнего возраста, предопределяет необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех основных пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, в т. ч. пищевые волокна, микронутриенты (витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы), биофлавоноиды, нуклеотиды и др.

1.2. Актуальность.

     Наша работа, связанна с внедрением и реализацией программы «Разговор о правильном питании» проводиться с детьми. Занятия, предлагаемые программой, интересны для детей. Разнообразная форма занятий, их вариативность способствует лучшему освоению содержанию излагаемого в них познавательного материала.

     Работа по программе «Разговор о правильном питании» способствовала систематизации работы по данной проблеме, формировании познавательных знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в центре, но и дома.

     Программа «Разговор о правильном питании» способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию, они многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным.

1.3. Цели и задачи.

Цель программы:

  • Формирование и ознакомление воспитанников с основными понятиями о рациональном питании, его роли в сохранении и укреплении здоровья человека, о гигиене питания как составляющей здорового образа жизни.
  • Осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.
  • Формирование у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
  • Формировать представления детей об окружающей действительности, обогащать представления о бытовых приборах, закреплять знание о безопасном поведении в быту.

Задачи:

  • обогащать знание детей о здоровом образе жизни;
  • развивать познавательные процессы памяти, внимания, мышления;
  • вызывать желание соблюдать правила культурного питания;
  • воспитывать аккуратность во время приёма пищи;
  • познакомить с профессией повара;
  • объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значение витаминов для здоровья;
  • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной – но и полезной;
  • дать ребенку необходимые знания при приготовлении пищи.

Наряду с задачами данная программа отличается своими новыми принципами:

  1. 1. Личностный– осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.
  2. Социальный – организация правильного питания в центре; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи,общества, страны.
  1. Проблемность – он предполагает интеграцию общего и дополнительного

образования; как особой формы получение знаний, практических умений и навыков

  1. Природосообразность– при отборе продуктов питания человек учитывает экологичность продуктов, их сообразность и пользу, исследуются и формируются экологические и биологические аспекты, учитываются законы самой природы и законы общего развития человека и общества.
  2. 5. Гуманизация– предполагает заботу о здоровье каждого воспитанника, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.
  3. Массовость – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья.

       Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.

  1. Традиции– как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.

1.4 Принципы, организация, формы, методы приёма работы по ознакомлению с программой.      

Для осуществления данной подпрограммы применяются следующие приемы и методы:

  • составлен, примерный план мероприятий с детьми;
  • организация рабочего места;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, культура труда;
  • техника безопасности, правила по охране труда;
  • выбор необходимого материала;
  • определение критерий качества;
  • исследование (беседы, наблюдение и т.д);
  • игровая деятельность (дидактические игры, игры-драматизации, конкурсы-викторины и др.) помогла детям легко и непринужденно освоить материал по данной теме, закрепить имеющиеся знания и умения;
  • практические занятия (показ работы, личный пример);
  • совместный труд с поваром (дежурство, сервировка стола, мытьё посуды, приготовление разнообразных блюд).
  • социализация (подумай, в какой профессии, связанной с питанием ты бы проявил свои знания, умения, навыки в жизни).
  • пропаганда здорового образа жизни.
  • итоги работы, самоанализ, самооценка;
  • оценка совместной деятельности.

Формы работы:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Коллективная.

Предполагаемые трудности в реализации программы.

  1. Организация индивидуальной, групповой и коллективной совместной

  деятельности воспитанников, специалистов.

  1. Усвоение детьми теоретических знаний о здоровом правильном питании.
  2. Создание «копилки дидактического материала».
  3. Привлечение к действиям пассивных детей, проявляющих низкий интерес в получении знаний.

Ожидаемый результат:

  • адаптация в новых условиях проживания;
  • сформировать позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания;
  • развить у детей интерес к приготовлению пищи;
  • дети узнают и получают элементарные навыки приготовления пищи;
  • успешное, совместное приготовление блюд, возможность разделить его с друзьями, сопереживание в случае неудачи способствует эмоциональному развитию;
  • при приготовлении салатов, винегретов, соков, теста разной формы, нарезании овощей дети более успешно осваивают цвета, форму, у них активизируется вкус обоняние, осязание, зрение;
  • повысить уровень познавательного развития по данной теме;
  • сформировать основы культуры поведения за столом;
  • сформировать основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием;
  • сформировать представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания;
  • сформировать представление (необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из необходимых условий рационального питания);
  • в результате проводимой работы изменить у детей отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее, таким, как молочные супы, каши, запеканки, кисели и др;
  • полученные знания позволят детям сознательно выбирать наиболее полезные продукты питания;
  • дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
  • получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

    1.5 Календарно-тематическое планирование групповых занятий 

    Сроки

    Мероприятие

    Задачи

    Ответственные

    Сентябрь

    Беседа «Чудо – продукты пчеловодства»

    Коктейли «Дружба», «Вишенка», «Солнечный»

    Рассказать детям о целебных свойствах меда

    Познакомить с технологией приготовления коктейлей.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене

    Октябрь

    Практическое занятие печенье «Овсяночки»

    Практическое занятие «Бутербродики»

    Освоить технологию приготовления овсяного печенья.

    Освоить технологию приготовления бутербродов.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Ноябрь

    Презентация «Что ели предки наши?»

     

    Практическое занятие «Бутербродики»

    Расширить знания и умения приготовления пищи (борща) на основе старинных рецептов.

    Закрепить технологию приготовления бутербродов.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Декабрь

    Беседа – практикум      

     « Сервировка праздничного стола» Пирог «Солнце самоцветное». «Крендельки на елку». «Разноцветное новогоднее печенье». «Новогодний костер в лесу». Салат «Куранты». «Бутербродная елочка». «Сладкие снежинки»

     Научить воспитанников красиво, правильно и с фантазией оформлять праздничный стол.

    Познакомить с разнообразными блюдами для Новогоднего стола.

    Учить украшать готовое блюдо.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Январь

    Практическое занятие рождественские напитки, взвары, сбитни. Рождественское сочиво.

    «Сахарная горка»

     Формировать навык приготовления Рождественских блюд.

    Учить украшать готовое блюдо.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Февраль

    Печенье «Сердечки из Англии».     

    «Солдатская кухня».

     Закуска «Флот Петра первого»

    Освоить технологию приготовления песочного печенья.

    Научить красочно, оформлять приготовленное блюдо.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Март

    Практическое занятие учимся печь блины.

    Русские блины». «Блины красные». «Блинный торт».

     

    Практическое занятие сахарное печенье «8 Марта».

    «Гоголь-моголь».

    Десерт «Любовь на двоих»,

     

    Апельсины с фруктовым салатом.

     

    Торт «Влюбленное сердце»

     Научить печь блины на блиннице.

    Освоить несколько рецептов приготовления блинов

    Освоить технологию приготовления песочного печенья.

    Освоить технологию приготовления украшения из взбитого белка.

    Научить готовить фруктовые десерты.

    Освоить технологию приготовления бисквитного торта.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Апрель

    Презентация «Что ели предки наши?»

     

    Салат «Атлет»   

     Расширить знания и умения приготовления пищи (каша) на основе старинных рецептов.

    Познакомить с технологией приготовления салата весеннего.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Май

     Практическое занятие «Творожная пасха», «Пасха царская».

    Печенье «Чунга – Чанга».

     Познакомить с традиционным пасхальным блюдом

    Научить готовить и украшать кулинарное изделие из готового печенья.

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

    Август

     Беседа «Хлеб – всему голова»

     

     

    Торт «Остров – клумба».            

    Помочь понять воспитанникам, что хлеб это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на земле.

    Научить готовить торт из печенья и украшать его.

     

    Мед. сестра

    Зав. производством.

    Повар на смене воспитатель

     

    Данная тематика групповых занятий предполагает проведение одного мероприятия в месяц из предложенных тем по выбору, в зависимости от контингента воспитанников.

     

    1.6. Календарно тематическое планирование мероприятийиндивидуальных занятий с воспитанниками центра

    Тема

    Цели, задачи

    Формы, методы

    Сроки

    Ответствен-ные

    Вводное занятие,

    оборудование кухни

    Познакомить с цехами и оборудованием на кухне, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, провести инструктаж по технике безопасности

    Экскурсия

    На первом занятии

     

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Уход за кухонной и столовой посудой

    Научить мыть посуду, содержать в порядке обеденную зону

    Беседа,

    практическое занятие

    Во время дежурства в столовой

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю

    Научить правильно, сервировать стол

    Беседа,

    практическое занятие

    Во время дежурства в столовой

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Правила поведения за столом

    Закреплять умение соблюдать правила поведения за столом

    Беседа

    Во время посещения столовой

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Блюда из черствого хлеба (оладьи из сухарей, бабки с творогом, тартинки)

     

     

    Научить готовить блюда из черствого хлеба

    Беседа,

    практическое занятие

     

    Согласно меню

     

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Приготовление супов (овощных, рыбных, мясных)

    Освоить технологию приготовления первых блюд

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Изделия из круп (каши, биточки, запеканки, пудинги, крупяные гарниры).

    Освоить технологию приготовления блюд из круп

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Овощные блюда и гарниры (картофельные котлеты, морковь в молочном соусе, жареные кабачки, рагу из овощей, капуста в сметане, болгарский перец фаршированный овощами, и др.)

     

    Освоить технологию приготовления гарниров

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Изделия из рубленого мяса (котлеты, биточки, шницеля, зразы, тефтели)

    Познакомить с технологией и оформлением вторых блюд из мяса

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Рыбные блюда (рыба тушеная с луком, рыба жареная в кляре, рыбные котлеты и др.)

     

    Познакомить с питательной ценностью рыбы, разделкой рыбы и изделиям из нее

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Изделия из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги)

    Познакомить с технологией приготовления блюд из творога

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Блюда из яиц (яичницы, омлеты, яйца отварные)

     

    Познакомить с технологией приготовления блюд из яиц

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Сладкие блюда и напитки (компот, кисель, морс, желе, мусс и др)

    Освоить технологию приготовления напитков из ягод

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

    Изделия из теста:

    виды теста (лапшовое, дрожжевое, слоеное, песочное, бисквитное, заварное, пряничное, хлебное).

    Начинки, кремы, помадки, глазурь. Украшение кондитерских изделий.

    Освоить технологию приготовления теста, хлебобулочных изделий

    Беседа,

    практическое занятие

    Согласно меню

    Мед. сестра,

    Зав. производством повара

    воспитатели

     

    Ожидаемые результаты.

    1. Увеличение количества несовершеннолетних повысивших уровень навыков сервировки стола (отслеживание результатов через наблюдение);
    2. Повышение уровня культурного поведения за столом (отслеживание результатов через наблюдение);
    3. Повышение уровня знаний о здоровом питании (опрос, проведение анкетирования);
    4. Повышение уровня умений приготовления пищи (отслеживание результатов через наблюдение);

    Оценка результативности программы:

    Критерии оценки

    Уровень повышения умений приготовления пищи

    1

    Низкий уровень знаний о процессе приготовления пищи, отсутствие умений

    2

    Знания имеются, но низкий уровень владения техникой приготовления пищи

    3

    Знания имеются, носят конкретный характер, первичный уровень навыков сформирован

    Уровень культуры поведения за столом

    1

    Низкий уровень культуры поведения за столом

    2

    Знания о культуре поведения носят поверхностный характер, соблюдение правил поведения за столом при напоминании и контроле

    3

    Знания сформированы, соблюдение правил не требует напоминания и контроля

    Уровень сервировки стола

    1

    Низкий уровень знания по сервировке стола, умения не сформированы

    2

    Знания имеются, носят поверхностный характер, имеются навыки сервировки стола, требуется контроль и напоминание

    3

    Знания и навыки сервировки стола сформированы

    Уровень знаний о здоровом питании

    1

    Знания отсутствуют, интерес не проявляет

    2

    Знания имеются, носят поверхностный характер, интерес проявляет, но не всегда соблюдает

    3

    Знания сформированы, являются внутренней потребностью, образом жизни

    1.7. Отчет за 2015 год

         Анализ деятельности по организации и финансирования питания детей за 2015 год показал, что выполнение натуральных норм питания составляет 100 %.

         На основании СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей основные соотношения между белками, жирами, углеводами, распределение калорийности по приёмам пищи соответствует нормам. Объём употребляемых продуктов за каждую декаду соответствует установленным нормам, допустимы отклонения от рекомендуемых норм питания + — 5% — 10 %. Результаты подсчета химического состава получаемого детьми питания ежемесячно доводятся до сведения директора учреждения.

         Отмечается снижение уровня потребления свежезамороженной ягоды, это компенсируется повышенной нормой в свежих фруктах, что допустимо на основании Постановления Правительства ЯНАО от 12.11.2013 № 920-П о нормах питания обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ЯНАО».

         Анализ потребления среднесуточного набора продуктов питания показал, что сохраняется равномерность в выполнение натуральных норм, практически в полном объеме реализуется десяти дневное меню.

    Для усиления контроля за организацией питания в 2015 году:

    • проводится еженедельный контроль за организацией питания;
    • создана бракеражная комиссия по контролю организаций питания детей в центре;
    • контроль соблюдения санитарно-гигиенического режима и организации питания детей в соответствии с СаН ПиН 2.4.3259-15;
    • ведется строгий контроль за прохождением гигиенического обучения и аттестация сотрудников пищеблока.

         Ежеквартально на пищеблоке центра были проведены лабораторные исследования Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Центром гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком округе в городе Ноябрьск» — замечаний нет.

    Для формирования навыков здорового питания проводились следующие мероприятия:

    Беседа с детьми «Здоровое питание»;

    • Беседа «Полезные друзья – овощи, фрукты, ягоды;
    • Беседа «Еда, которая вредна»
    • Практическое занятие «Готовим вместе»;
    • Беседа «Питание ребенка во время болезни»
    • Беседа «Правило поведения за столом»;
    • Изготовлен буклет «Здоровое питание»

    В течение года проводились практические мероприятия с несовершеннолетними по обучению:

    • Приготовления овощного салата.
    • Приготовления куриных котлет;
    • Мероприятие по формированию культурно — гигиенических навыков, выбора столовых принадлежностей, организации индивидуальной работы по воспитанию у воспитанников культуры еды, правил этикета;
    • Приготовление блинного теста на кухонном комбайне;
    • Приготовления праздничного пирога с использованием кухонного комбайна, накрытие стола с использованием посуды;
    • Мероприятие «Учимся готовить» приготовление мясного фарша с использованием электро-мясорубки:
    • Практическое мероприятие «Витамины для здоровья» приготовление фруктового коктейля с использованием блендера, приготовление овощного салата с использованием кухонного комбайна.

         В результате проведенных мероприятий воспитанники центра овладевают навыками приготовления пищи, учатся пользоваться электрооборудованием, правилам сервировки стола, осваивают навыки этикета за столом, технологию приготовления блюд.

         Результаты апробации разработанных и проведенных мероприятий по формированию у воспитанников культуры здорового питания свидетельствуют о положительных результатах.

         Например, у детей значительно усовершенствовались навыки сервировки стола. До внедрения комплекса мероприятий данные навыки были сформированы только у 15% несовершеннолетних, через три месяца результаты улучшились до 75%.

         Закрепились умения сохранять правильную осанку во время еды: с 20 до 90%, использование при питании салфетки, умение пользоваться ножом и вилкой также получило перспективное развитие: с 25 до 100%. Регулярно проводимый опрос показал, что знания о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития детского организма, о полезности различных продуктов и блюд, у несовершеннолетних и их родителях значительно расширились. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о результативности предложенного комплекса мероприятий по формированию у воспитанников знаний и навыков по культуре и принципах здорового питания. 

    1.8. План мероприятий на 2016 год 

    п/п

    Мероприятия

    Периодичность

    Ответственный исполнитель

     

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

     

    1.Организация полноценного сбалансированного питания:

     

    1.1.

    Организация полноценного сбалансированного питания, согласно перспективного меню с учетом возрастных особенностей детей

    ежедневно

    Медсестра

    Зав. производством

     

    1.2.

    Соблюдение приготовления пищи и качества готовых блюд, ведение журнала бракеража готовых блюд

    ежедневно

    Бракеражная комиссия

    Повар по смене

     

    1.3.

    Наличие и ведение:

     

     

     

    ·                перспективное меню (разнообразие и совместимость блюд);

    ·                ежедневного меню – раскладки и меню для воспитанников;

    ·                накопительная ведомость;

    ·                картотеки блюд.

    ·                табель посещаемости;

     

     

    ежедневно

    Медсестра

    Зав. производством

     

    1.4.

    Соблюдение режима питания и норм выдачи блюд готовой продукции:

     

     

     

     

    ·                соответствие закладки продуктов меню – раскладке;

    ·                соответствие кулинарной обработки продуктов    технологическому процессу;

    ·                соблюдение объема порции с учетом возраста детей

    ежедневно

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар по смене

     

    1.5.

    Контроль выполнения среднесуточной нормы выдачи продуктов

    1 раз в 10 дней

    Бракеражная комиссия

     

     

     

     

     

    1.6.

     Контроль, за выполнением основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости (калорийность, кол-во белков, жиров, углеводов).

    1 раз в месяц

    Медсестра

     

     

    2. Организация работы пищеблока

     

     

    Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима

     

    2.1.

    Маркировка технологического оборудования (обязательная маркировка полок в холодильниках для мяса, рыбы, молочных продуктов), кухонного инвентаря и уборочного инвентаря на пищеблоке

    Постоянно

    Медсестра

    Зав. производством

     

    2.2.

     График генеральной уборки пищеблока

    Постоянно

    Медсестра

    Зав. производством

     

    2.3.

    График размораживания холодильников

    Периодично

    Кладовщик, кухонная рабочая

     

    2.4.

     Проведение лабораторных и инструментальных замеров:

    —  смывы с объектов внешней среды, посуда (БГКП):

     

    — разделочный инвентарь, руки персонала (гельминты)

    — овощной цех, овощехранилище (иерсиниоз)

    2 раза в год по 10 смывов (апрель, сентябрь)

     

    2 раза в год по 10 смывов (апрель, сентябрь)

     

    1 раз в год по 5 смывов (апрель)

     

     

     

     

     

    ФФГУЗ «ЦГиЭ»

     

    2.5.

     Готовая продукция (блюда):

     

    — микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства;

     

    — содержание основных питательных веществ и калорийность / обеда или завтрака;

     

    -эффективность термической обработки;

     

     

    — содержание аскорбиновой кислоты.

     

     

    2 раза в год – по 2 пробы (апрель, сентябрь)

     

    2 раза в год – по 1 пробы (апрель, сентябрь)

     

    2 раза в год – по 1 пробы (апрель, сентябрь)

     

    1 раза в год – по 1 пробы (апрель)

     

    ФФГУЗ «ЦГиЭ»

     

    2.6.

     Помещение пищеблока:

     

    — микроклимат, температура;

     

    — влажность и скорость движения воздуха;

     

    — искусственная освещение.

     

     

     

    1 раз в год (апрель)

     

    2 точки (апрель)

     

     

    2 точки (апрель)

     

     

     

    ФФГУЗ «ЦГиЭ»

     

     

    2.7.

    Вода питьевая на пищеблоке:

     

    — физико-химические показатели

     

     

    -микробиологический анализ

     

     

    1 раз в год разводящая сеть – холодное водоснабжение (апрель)

     

    2 раза в год разводящая сеть – холодное водоснабжение

    ( апрель, сентябрь)

     

     

     

     

    ФФГУЗ «ЦГиЭ»

     

     

    3. Организация снабжения продуктами питания и условиями хранения продуктов

     

    3.1.

    Соблюдение запаса продуктов питания на складе в соответствии требований санитарных правил, ведение журнала бракеража поступающей продукции

    Еженедельно

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    3.2.

    Входной контроль за качеством пищевых продуктов, поступающих в ГКУ ЯНАО «СРЦН «Гармония» в МО г. Ноябрьск» и соответствием их количества в накладной

    Постоянно

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    3.3.

     Входной контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на продукты питания, их органическая оценка

    Постоянно

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    3.4.

    Санитарное состояние складских помещений

    Постоянно

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    3.5.

    Ведение журналов температурного режима, хранения продуктов питания в складских помещениях, в холодильном оборудований.

    Постоянно

    Кладовщик

     

    3.6.

    Разработка спецификации продуктов на квартал, год.

    Постоянно

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    4. Работа с поставщиками

     

    4.1.

    Помощь по заключению государственных контрактов, договоров на поставку продуктов

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    4.2.

    Подача заявок на продукты

    2 раза в неделю

    Медсестра

    Зав. производством

    Кладовщик

     

    5. Работа с детьми

     

    5.1.

    Разработка программы «Обучение детей основам здорового питания»

     

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

     

    5.2

    Проведение практического занятий с детьми по приготовлению пищи

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

    5.2.

    Проведение для воспитанников

    «День национальной кухни» с использованием технологических карт

    1 раз в квартал

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

    5.3.

    Проведение для воспитанников

     «У самоварчика»

    1 раз в месяц

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

    Воспитатель

     

    5.4.

    Проведение для воспитанников праздники в 2016 году (новый год, рождество, 23 февраля, 8-е марта, пасха, масленица, день защиты детей, 1 сентября, день именинника)

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

    5.5.

    Подготовка к юбилею центра «День рождения центра»

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

    5.6.

    Занятие по ОБЖ «Кухня – не место для игр»

     

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

    Воспитатель

     

    5.7.

    Знакомство с профессией повар

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

    Воспитатель

     

    5.7.

    Проведение мероприятия «Кулинарный поединок»

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

    5.8.

    Воспитательный процесс во время приема пищибеседа «Культура поведения за столом»

    Периодически

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

    5.9.

    Проведение просветительной работы с воспитанниками:

    профессия повар;

    здоровая пища;

    культура поведения за столом;

    всегда ли овощи полезны;

    рецепты приготовления блюд

    По графику

    Медсестра

    Зав. производством

    Повар на смене

     

     

     

    Приложение №1 

    Профессия «Повар»

    Сегодня мы с тобой отправимся на новую экскурсию, и познакомимся с профессией повара.  Кто же такой повар?

    Повар — это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как ты думаешь, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто – готовить? Ты скажешь: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!». На самом деле, готовить — это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся. А как ты думаешь, где может работать повар?

         Сейчас мы с тобой отправимся в столовую. Что же такое столовая? Столовая —  это большое помещение, в котором кушают. Столовая бывает и в детском саду, и в школе и на заводе.

    Повар детского сада

    В небе звёздочка искрится,

    Спит клубком усатый кот,

    Только повару не спится –

    Повар затемно встаёт.

    Каша булькает легонько,

     И яичница шипит,

     И под вкусный шум и гомон

    В спальни входит аппетит.

    Мы в столовой дружно сядем,

    Как огромная семья.

    Буду поваром в столовой –Так сама решила я!

    Примерный диалог:

    В.: А ты когда-нибудь был в столовой?

    Р.: Был.

    В.: Тебе понравилось, как была приготовлена еда? Было вкусно?

    Р.: Да

    В.: А кто же приготовил еду в столовой?

    Р.: Повар.

    В.: А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?

    Р.: В специальную.

    В.: Правильно, повар должен быть одет в белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым и без карманов. В карманы складывают разные мелочи, а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и пр.), так как они нечаянно могут попасть в пищу.

    В.: А как ты думаешь, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?

    Р.: Моет.

    В.: Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.

    В.: А как ты думаешь, зависит ли наше здоровье и красота от того, что мы едим?

    Р.:Да.

    В.: Конечно зависит! Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть мы должны кушать. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов. В разных продуктах содержаться разные витамины, поэтому питание должно быть разнообразным. Многие продукты перед употреблением в пищу необходимо приготовить. Именно этим и занимаются повара.

    Итак, мы отправляемся с тобой в столовую. Сегодня мы будем наблюдать за работой повара.

         В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как ты думаешь, как она называется? Ну, конечно, это кухня.  Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Как ты думаешь, что это за предметы

         Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыплет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее. А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!

    Ну, вот завтрак и готов. Скоро люди придут в столовую завтракать. Что же теперь нужно сделать повару?

         Повар готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только пришли в столовую люди — аккуратное раскладывает вкусную кашу в тарелки и разливает какао по чашечкам!

    Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита!

    Что же теперь будет делать повар? Может быть отдыхать? Конечно же, нет. Ему ещё предстоит приготовить обед, а затем и ужин.

          Ну, вот мы и побывали с тобой в столовой, а где же ещё может работать повар? Повар может работать в кафе и ресторане, в кондитерской (кулинарии), на хлебозаводе.

         В кондитерской работает повар – кондитер (закрепляем слово). Чем же занимается кондитер? Кондитер готовит сладкие, мучные блюда: пирожные, торты, пироги, конфеты.

         На хлебозаводе работает повар-хлебопёк (закрепляем слово). Покупая в магазине хлеб и хлебобулочные изделия, мало кто задумывается о том, как и кем они были изготовлены. А изготовили их хлебопеки. Хлебозавод никогда не останавливает свою работу, хлебопеки работают и днём и ночью, в дневную и ночную смену. И всё это для того, чтобы на нашем столе в любое время был свежий хлеб.

     Как ты думаешь, какие качества нужны, чтобы работать поваром?

    • У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.
    • Повар должен быть чистоплотным.
    • Повар должен быть очень внимательным.
    • У повара должна быть хорошо развита фантазия, ведь повар не только готовит блюда, но и украшает их перед подачей на стол. А многие повара придумывают свои блюда, и дают им название.

         Ну, вот мы и познакомились с профессией повар. В следующий раз внимательно наблюдай за тем, как твоя мама готовит, может быть и ты подскажешь какую-нибудь интересную идею!

    Профессия ПОВАР (ПРИТЧА)

    Почему ученик вернулся

    Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:

    — Учитель – нужнее всего. Без образования нельзя.

    – Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, – заявил второй философ.

    – Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий философ.

    Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.

    – Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.

    – Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело – не искусство. Иди, готовь обед, – рассердился хозяин.

    Ученик, молча, вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.

    Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ – хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: « Поварское дело – не ремесло, а искусство ».

    Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.

     

     

     

Количество просмотров: 276
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

Май2017

105414,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин