> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Программа «ПЕРВЫЕ ШАГИ» (раннего выявления и раннего вмешательства)

Муниципальное бюджетное учреждение«Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района

Программа «ПЕРВЫЕ ШАГИ» (раннего выявления и раннего вмешательства) г. Тарко-Сале

Содержание

  1. Паспорт Программы………………………………………………………………….3
  2. Цели и задачи. Актуальность…………………………………………………….4
  3. Научно-организационная работа……………………………………………….5
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………………………….6
  5. Содержание Программы……………………………………………………………7
  6. Финансирование и материально-техническое обеспечение ……….8
  7. План мероприятий…………………………………………………………………….9
  8. Литература………………………………………………………………………………..10
  9. Приложения………………………………………………………………………………11

 

  1. I. Паспорт программы

Наименование программы

Программа «ПЕРВЫЕ ШАГИ»(раннего выявления и раннего вмешательства)

Основания для разработки

Программа разработана на основании документов:

  1. Конвенция о правах ребенка» ст.23п.1, п.3.
  2. «Всеобщая декларация прав человека» ст.1,26.
  3. Конституция Российской Федерации 2 ст. п.17., ст 38, ст.43п.1.
  4. Закон ЯНАО от 29.11.2006г №79-ЗАО «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи и детства в Ямало-Ненецком автономном округе».
  5. Устав муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района».
  6. Распоряжение Главы Пуровского района.

Координатор программы

Муниципальное бюджетное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания населения

Пуровского района».

Основной разработчик

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.

 Врач-педиатр  – Андроникашвили Е.А.

Цель программы

Цель программы – ранее выявление отклонений в развитии и своевременное оказание помощи детям, с нарушениями развития и их семьям, с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе (от 0 до 4 лет).

Задачи программы

Основные задачи программы.

  1. Организация эффективной межведомственной системы профилактики детской инвалидности;
  2. Обеспечение доступности медико-социальнойабилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии и здоровье в службах ранней помощи;
  3. Повышение уровня абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии и здоровье;
  4. Обеспечение перехода детей и их семей из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений и их дальнейшее сопровождение.

Этапы и сроки реализации программы

 

    2012 — 2016 гг..

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня социализации и интеграции в общество;
  2. Обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.

 

  1. Цель и задачи Программы «ПЕРВЫЕ ШАГИ»(раннего выявления и раннего вмешательства). Актуальность.

Цель программы –ранее выявление отклонений в развитии и своевременное оказание помощи детям, с нарушениями развития и их семьям, с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе (от 0 до 4 лет).

Задачи программы:

  1. Организация эффективной межведомственной системы профилактики детской инвалидности;
  2. Обеспечение доступности медико-социальнойабилитации и реабилитации детей с отклонениями в развитии и здоровье в службах ранней помощи;
  3. Повышение уровня абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии и здоровье;
  4. Информирование семей, имеющих детей с отклонениями в развитии и здоровье, о системе организации ранней помощи;
  5. Внедрение инновационных технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье и их семьям;
  6. Обеспечение перехода детей и их семей из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений и их дальнейшее сопровождение.

Актуальность.

Актуальность определяется тремя основными факторами:

  • Рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении.
  • Рост числа социально неблагополучных семей (семьи с одним родителем, семьи с крайне низким уровнем дохода, семьи, необеспеченны жильем и проч.).
  • Увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушением развития.
  • Научно-организационная работа.

     Данный вид деятельности предусматривает следующие направления: научно-методическая, информационно-исследовательская, научно-организационная работа и т.п.

Научно-методическая работа.

Одним из важнейших направлений методической работы является применение большого комплекса программ, учебников и методических пособий.

     Предполагается создание компьютерных банков данных по данным детям. Важным компонентом научно-методической работы является разработка рекомендаций для родителей таких детей.

Информационно-исследовательская работа.

 Широкое развертывание исследовательской и практической работы с детьми должны опираться на прочную информационную базу.

Необходимо создание компьютерных банков данных следующего типа:

     Банк данных по детям содержит анкетно-биографические сведения по детям, данные об их родителях (законных представителях), результаты проведенных психодиагностических обследований и др.

     Банк справочно-библиографических данных располагает аннотированной информацией по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари, справочные издания и т.п.) по различным проблемам коррекционно-развивающей, психологической работе.

Кадровое обеспечение.

Руководитель службы (заведующий отделением) осуществляет:

  • руководство деятельностью службы в режимах функционирования и развития;
  • фандрайзинговую деятельность;
  • связь с партнерскими организациями;
  • представительские функции;
  • работу с общественным мнением.

Администратор осуществляет координацию между клиентами и специалистами, ведение текущей документации, сбор статистических данных.

Физический терапевт проводит консультации и развивающие занятия по формированию правильных образцов движений у детей с двигательными нарушениями, ведет текущую документацию, участвует в работе междисциплинарной команды.

Педиатрразвития проводит первичные приемы, консультации и развивающие занятия по вопросам, связанным со здоровьем малыша, обучает родителей приемам ухода, способствующим развитию ребенка, ведет текущую документацию, участвует в работе междисциплинарной команды.

Специальный педагог, социальный работник проводит первичные приемы, консультации и занятия, направленные на нормализацию жизни ребенка и семьи, развитие когнитивной, эмоциональной и сенсорной сфер ребенка, ведет текущую документацию, участвует в работе междисциплинарной команды.

Психолог проводит первичные приемы, консультации и занятия, направленные на поддержку, как детей, так и взрослых, имеющих социально-эмоциональные проблемы, является ведущим родительского клуба, ведет текущую документацию, участвует в работе междисциплинарной команды.

Заведующий лекотекой осуществляет работу с клиентами лекотеки: оказывает поддержку родителям в подборе развивающих материалов, представляет родителям способы работы с выбранным материалом, формы взаимодействия с ребенком во время занятия, ведет текущую документацию, осуществляет учет и контроль над состоянием материальной базы, отвечает за пополнение ресурсов лекотеки.

Логопед.

  1. Ожидаемые результаты программы.
  1. Улучшение двигательных навыков, совершенствование крупной и мелкой моторики;
  2. Снижение числа вторичных осложнений (контрактур, скелетных деформаций);
  3. Повышение двигательной активности, улучшение мотивации стремления и побуждения к действиям;
  4. Увеличение участия в жизнедеятельности, в т. ч. при помощи приспособлений;
  5. Улучшение эмоционального фона;
  6. Улучшение взаимодействия «мать – дитя»;
  7. Улучшение коммуникативных навыков;
  8. Повышение уровня социализации и интеграции в общество;
  9. Обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в отделении Центра.
  1. V. Содержание программы

Этапы

Характеристика этапа

Содержание работы

I. Этап предварительного поиска

Цель – выявление детей, нуждающихся в ранней помощи.

 

Подписание межведомственного соглашения: ГБУЗЯНАО «ТСЦРБ», Департамент образования, Управление Социальной политики.

II. Оценочно-коррекционный этап

Междисциплинарная оценка (консилиум).

Первичный прием (анализ ситуации). Составление индивидуального плана помощи, выбор услуг семье, составление расписания.

III. Этап заключительного отбора

Реализация плана помощи (получение услуг семьями). Оценка результатов, корректировка планов.

Планирование и сопровождение выхода из программы раннего вмешательства.

  1. VI. Финансовое и материально-техническое обеспечение программы.

Составляющие расходов

Количество

комплектов

Примерные затраты

ДОУ

Компьютер с монитором

2

50 000

DVD проигрыватель

1

23 000

Телевизор ЖК

1

30 000

Музыкальный центр многофункциональный

1

15 000

Принтер

1

15 000

Ноутбук

1

40 000

Столы

 

 

Стулья

 

 

Зеркала

 

 

Шкафы

 

 

Пеленальные столики

 

 

Ковровое половое покрытие (высокий ворс)

 

 

СПЕЦОБОРУДОВАНИЕ

 

 

Вертикалинизатор (для работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата)

1

20 000

Кресло со столиком для детей с ДЦП

1

20 000

Реабилитационный нагрузочный костюм «Адели»

1

20 000

Тренажер Гросса

1

70 000

Тренажер «Мотомед» (метод биологической обратной связи)

1

20 000

Сенсорная комната (видеопроектор со спецэффектами, мерцающий сухой бассейн, фиброоптическое волокно, различные световые, звуковые, тактильные настенные панели с интерактивными переключателями, водяная кровать с подогревом, воздушно-пузырьковые трубы с интерактивными переключателями)

1

100 000

Мягкие модули

2

10 000

Развивающие игры

1

50 000

Материалы для художественной деятельности

1

15 000

Логопедические материалы

1

20 000

VII. План мероприятий

 (ежегодно) 

№ п/п

Направление деятельности

Сроки проведения

Ответственный

Исполнители

1.

Патронаж.

Ежемесячно.

Группа раннего развития.

Врач – педиатр.

2.

Оценка ребенка и семьи.

При поступлении.

Заведующий отделением.

Психолог, врач – педиатр.

3.

Консилиум специалистов.

При поступлении, по мере необходимости.

Заведующий отделением.

Все специалисты отделения.

 

Примерный порядок оказания помощи представлен в следующей схеме:

Диагностическое анкетирование

  • Первичный прием (анализ ситуации).
  • Междисциплинарная оценка (консилиум).
  • Составление индивидуального плана помощи, выбор услуг, составление расписания.
  • Реализация плана помощи (получение услуг семьями).
  • Оценка результатов, корректировка плана.
  • Планирование и сопровождение выхода из программы раннего вмешательства.

Формы работы с ребенком и семьей. При оказании помощи планируется применять командные и индивидуальные формы работы. Индивидуальные формы работы с ребенком и семьей используются на этапе диагностики и реализации плана помощи (индивидуальное развивающее занятие может проводить один из специалистов, исходя из актуальных задач плана помощи, например, специалист по альтернативным способам коммуникации, физический терапевт или психолог и т.д.).

Остальные формы работы с ребенком и семьей в цепочке помощи носят командный характер:

  • пара специалистов, например, педагог (психолог) — физический терапевт (педиатр развития);
  • мини-консилиум, на котором представлены позиции педагога, врача, психолога;
  • сбор всей команды Службы.

VIII. Литература.

    1. Аксенова О. Ж., Баранова Н. Ю., Емец. М.М., Самарина Л.В. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства., С.-П.: 2012г.
    2. Отчет районного педиатра Пуровского района (2009 – 2011гг..).
    3. Первый шаг. Медико-социальная реабилитация детей в возрасте от 0 до 3 лет. Выпуск 1. Тюмень, 2012 г.

Приложения:

Приложение № 1

Динамика отдельных показателей заболеваемости детей первого года жизни за 2009-2011 гг. в Пуровском районе (на 1000 населения)

 

Болезни нервной

системы

75

127

141

Врожденные аномалии

30

29

58

Отдельные состояния перинатального периода

537

447

430

Всего заболеваний

1942

2445

2457

     Анализируя данные показатели, можно говорить о росте заболеваемости детей до года, большую часть составляют отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, рост заболеваний нервной системы и врожденные аномалии увеличились с 2009 года по 2011 год, практически на 50%.

Заболевания, обусловившие возникновение инвалидности у детей-инвалидов

 

2009

2010

2011

Всего заболеваний

155

154

174

Психические расстройства

29

34

39

Болезни нервной системы

29

27

36

Врожденные аномалии

46

42

53

 

     Лидирующие позиции занимают врожденные аномалии, на втором месте психические расстройства, третье место заболевания нервной системы. Это еще раз говорит о необходимости, пристального внимания к раннему периоду жизни ребенка от 0 до 4 лет.

Количество просмотров: 346
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

Апрель2017

109343,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин