> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Программа информационно-поведенческой профилактики употребления психоактивных веществ «Семья против употребления ПАВ» среди несовершеннолетних

 

 Программа информационно-поведенческой профилактики употребления психоактивных веществ «Семья против употребления ПАВ» среди несовершеннолетних, посещающих ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО  г.Губкинский» и их семей

 

Характеристика проблемы, актуальность реализации программы

     Проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними, прежде всего подростками в России, в настоящее время, является одной из самых острых проблем. Можно предположить, что данное явление возникает из-за ухудшения условий жизни и негативного воспитания детей в семьях, из-за роста числа неблагополучных семей, которое обусловлено сложной экономической ситуацией в стране.

     Трудно выделить какой-либо тип семей, относящихся к «группе риска» употребления психоактивных веществ. Проблема употребления ПАВ может затронуть как богатые, так и бедные семьи, разница лишь в том, что дети из богатых семей употребляют дорогие ПАВ, а дети из бедных семей — по- дешевле. Если родители курят, имеют пристрастие к алкоголю и/или наркотикам, это делает более вероятным такое же отклоняющееся  поведение детей.

     Психологической особенностью детей является зависимость от большого числа микросоциальных факторов окружающей среды, таких как: семья, школа, ближайшее окружение, и макросоциальные факторы: общество, культура, которые влияют на развитие интереса и привязанности к другим людям, не являющимся членами семьи, главным образом – к сверстникам.

     Исследования ученых М.Ю. Абросимовой, В.Л. Юлдашева, М.Д. Тулякова, доказывают значительную роль семьи в приобщении несовершеннолетнего к психоактивным веществам. Влияние ближайшего окружения (микросреды), куда, включаются близкие родственники с индивидуально присущими им поведенческими особенностями, в том числе  их пристрастием к алкоголю, употреблению наркотических веществ и табакокурению, в ряде случаев являются основными причинными факторами в появлении данных «вредных привычек» в поведении несовершеннолетнего.

     Базовыми факторами начала употребления психоактивных веществ и становления разрушительного поведения рассматриваются: неполная или конфликтная семья, отсутствие взаимопонимания с родителями, жестокость, авторитарность отношений в семьях, нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками, невысокий уровень образования и низкий культурный уровень родителей.

     К числу особенностей семейного воспитания подростков с зависимым поведением относятся жесткий контроль, недоверие, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему. Повышенный риск развития зависимости, а также доклинические (легкие) формы употребления алкоголя и токсических веществ, отмечаются при воспитании детей при неустойчивом типе воспитания, по типу гиперопеки и эмоционального отвержения.

Таким образом, основными семейными факторами риска, предрасполагающими к  разрушительному поведению несовершеннолетних, могут стать:

— злоупотребление ПАВ в семье, воспитание ребенка в семье больных алкоголизмом, наркоманией;

— дисфункциональные воспитательные стили с высоким уровнем семейного стресса, нестабильностью, низким уровнем дохода;

— несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.

     Здоровая, благополучная по социальным признакам семья, является жизненно необходимой средой для развития и воспитания ребенка. Важными факторами семейной защиты детей и подростков от приобщения ПАВ являются:

— крепкие семейные узы;

— заботливые и доброжелательные взаимоотношения между всеми членами семьи;

— ясные правила, стандарты внутри семьи;

— установление близких и доверительных отношений родителей с детьми,  понимание проблем и личных забот детей;

— активная роль родителей в жизни детей, постоянный контакт семьи со школьными педагогами и психологами.

     С целью зондирования социальной ситуации  с воспитанниками ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский», в возрасте от 7 до 17 лет ( из них 16 мальчиков и девочек), было проведено предварительное анкетирование. Для опроса была разработана специальная анкета, состоящая из 8 вопросов открытого и закрытого типа. Опрос проводился раздаточным методом.

     Данная  диагностика показала, что: 13,9% (5) несовершеннолетних пробовали употреблять ПАВ (в том числе 3 несовершеннолетних (60%) употребивших ПАВ,  причинами данного действия называют ближайшее окружение (сверстников, родителей), 2 (40%) – назвали «интерес»), из этих 13,9% (5)  — 40% (2) пробовали единожды, 60% (3) – регулярно употребляют; у 66,7% (24)  в семьях, по праздникам, употребляют алкогольные напитки; у 36,1% (16) в семьях курят; у 22,2% (8) есть знакомые дети, которые употребляют ПАВ. Что удивительно, практическое большинство респондентов (91,4%), ответило, что употребление ПАВ вредно для детского организма . 

     По мнению исследователей в области профилактики употребления ПАВ в среде несовершеннолетних, профилактическая работа наиболее эффективна, если ее проводить в ближайшем окружении детей, в частности в школе, местах досуга, в семье. Можно сделать вывод, что внедрение программы «Семья против употребления ПАВ» в условиях социально-реабилитационного процесса  является актуальным.

     Особенностью программы ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский» «Семья против употребления ПАВ» является объединение двух основных подходов: информационного и поведенческого. Информационный подход реализуется через подачу информации в позитивном аспекте, поведенческий – через решение проективных задач, создание проектов и видео-презентаций.  Эффективность данного действия будет  рассмотрена по окончанию программы. Для достижения положительных результатов данной интеграции мы положили в основу программы инновационные методы работы, которые описаны в следующем пункте.

 Анализ практического опыта

     Проведение профилактической антинаркотической и антиалкогольной работы среди детей и подростков, в настоящее время, в мире осуществляется в рамках двух подходов: информационного или поведенческого.

    С помощью информационного подхода реализуется единственная модель профилактики, что с учетом множественной мотивации употребления несовершеннолетними ПАВ, различных степеней риска и других компонентов является недостатком данного подхода. Создатели поведенческих профилактических программ, получивших наибольшее распространение за рубежом за последние 15-20 лет, обобщают достижения различных обучающих методик. Так, в США используются программы формирования жизненных навыков — всесторонние, имеющие широкую методологическую основу, позволяющие детям сформировать здоровый стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к потреблению ПАВ.

    В настоящее время в Российской Федерации первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым положением Концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000г. № 619 и одобрена Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Данная Концепция положительно воспринята органами социальной защиты и правовой поддержки, правоохранительными органами.

     На федеральном уровне определяется правильность выбранной стратегии, эффективность антинаркотической государственной политики, правовое поле реализации первичной антинаркотической профилактики, и мониторинг на этом уровне выверяет стратегические цели.

     Начиная с 2002 года Минобразования России осуществляет мониторинг наркоситуации во всех субъектах Российской Федерации. Постоянно действующая межведомственная рабочая группа по разработке показателей, подлежащих исследованию, в ходе ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации координирует реализацию мониторинга.

     Антинаркотическая профилактика является планируемой и прогнозируемой, социально организованной антинаркотической деятельностью, когда она формируется в терминах и понятиях «государственного стандарта».

     В остальных случаях она остается стихийным, малоуправляемым процессом, связанным с инициативностью авторских программ и социальных учреждений, с административными усилиями управленческого аппарата.

    В настоящее время подготовлены и изданы более 60 000 экземпляров 14 наименований учебно-методических материалов (руководств, пособий, рекомендаций) по ключевым вопросам профилактики злоупотребления психо-активными веществами и ВИЧ-инфекции.

    В 2001 году на регулярной основе организовано проведение обучающих курсов по программе «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью».

Вторичная профилактика относится к несовершеннолетним, которые каким-либо образом уже пристрастились к потреблению ПАВ.

     Принципиальная позиция министерства определяет линию на создание региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. В 2003 году начали функционировать 3 реабилитационных центра в Калининградской и Московской области.

     Мировая практика показывает, что для реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ успешно применяются программы, базирующиеся на принципах «терапевтических сообществ». В общем, такого рода терапевтические сообщества определяются как свободная от ПАВ среда, где люди с проблемами зависимости живут вместе организованным и структурированным образом, готовясь к предстоящей жизни без ПАВ во внешнем обществе.

   Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, рассматривается как система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от психоактивных веществ, с формированием устойчивой антинаркотической направленности личности, на их ресоциализацию и реинтеграцию в общество.

     Принципиальным в реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ, является комплексность, но в значительной степени педагогической (воспитательной) деятельностью, данная деятельность должна осуществляться бригадой специалистов — педагогов, психологов, медицинских и социальных работников. Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к компенсации состояния и возвращает несовершеннолетнего к нормативному жизненному циклу в обществе.

     Основные аспекты антинаркотической профилактической работы — это  взаимодействие с общественными и религиозными организациями, группами само- и взаимопомощи, родительскими объединениями, группами активной и деятельной молодежи.

     Организация «Центр взаимоотношений» реализует программы реабилитации и социальной активности наркозависимой молодежи «Страна живых» в г. Москве и Тульской области. Активную антинаркотическую профилактическую работу и реабилитацию наркозависимых несовершеннолетних и молодежи осуществляет «Центр профилактики наркоманий» в г. Санкт-Петербурге, «Гуманитарный проект» в г. Новосибирске, «Спид-инфосвязь» в г. Москве и д.р.

     Для эффективной профилактической работы необходимо полноценно реализовать региональные программы профилактики злоупотребления ПАВ с учетом индивидуальных особенностей каждого региона их возможностей.

     Особенностью программы «Семья против употребления ПАВ» заключается в том, что она сочетает в себе информационный и поведенческий подходы. Работа проводится в трех направлениях:  первичная профилактика (группа первичной профилактики), вторичная профилактика (группа вторичной профилактики), налаживание эффективного взаимодействия между специалистами центра «Елена»  и семьями воспитанников (группа взаимодействия). Работав в данных направлениях, ведется посредством использования таких методов как: проектный метод, метод интернет-связи, метод интерактивных задач,  метода создания видео-презентаций)

 Инновационные методы, используемые в программе

     Основной метод, который используется в программе «Семья против употребления ПАВ» –  это метод позитивной профилактики. Под методом позитивной профилактики мы понимаем преподнесение материалов и постановку проблем, заданий с положительной точки зрения, другими словами профилактика без «негатива».

Помимо данного метода будут использоваться так же:

  1. проектный метод (создание проекта-презентации по актуальной проблеме);
  2. метод интернет-связи (использование групп в социальных сетях для пропаганды педагогических знаний, консультирования),
  3. метод интерактивных задач (решение задач по тематике при использовании компьютерных технологий);
  4. метод создания видео-презентаций (создание презентаций при помощи программы Movie Maker).

Нормативные правовые акты

     01 июня 2012 года вышел Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в соответствии с данным Указом был утвержден План первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 № 1916-Р, и далее на окружном уровне утверждено Постановление «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы» от 26 сентября 2012 года № 797-П – данные документы ставят приоритетным вопрос профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними.

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу разработанной программы:

— Конвенция о правах ребенка;

— Конституция Российской Федерации;

— Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;

— Законы Российской Федерации:

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;
  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ;
  • «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ.

 Основные цели и задачи программы

Цели

Задачи

1

Предупреждение употребления ПАВ, обучение умению отказываться, давать отпор вредным привычкам (первичная профилактика)

1.1

Изучить факторы влияющих на формирование склонности к употреблению ПАВ

1.2

Обучать правилам  противостояния, провоцирующим моментам

1.3

Информировать о последствия употребления ПАВ

1.4

Осуществлять профилактику пагубных привычек

2

Отказ от дальнейшего употребления ПАВ (вторичная профилактика)

2.1

Формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни

2.2

Информировать о последствиях употребления ПАВ

2.3

Сохранять устойчивое эмоционально-положительное состояние.

2.4

Осуществлять профилактику зависимостей

3

Налаживание эффективных механизмов слаженной деятельности родителей и учреждения

3.1.

Налаживать тесную взаимосвязь между специалистами центра и родителями воспитанников

3.2

Создать пространство для обмена опытом между семьями, создать интернет- «группы поддержки»

 

Критерии оценки и показатели эффективности программы

      Для определения эффективности программы «Семья против употребления ПАВ» используются 2 вида критериев: количественные и качественные. Для определения качественных критериев будет использоваться следующий диагностический материал: собственная модификация опросника «Склонность к аддиктивному поведению», «Методика выявления степени информированности о вредных привычках учащихся 6-11 классов», анкета «Вредные привычки. Как им противостоять», «Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР)» и т.д.

 

  1. Количественная оценка в натуральных характеристиках

При количественной  оценке эффективности программы «Семья против употребления ПАВ»  мы будем  использовать следующие показатели:

№ п/п

Наименование

Кол-во в  2015 году

Планируемое кол-во в 2016 году

Общее количество за 2015-2016 годы

1

Количество проведенных занятий

3

8

11

2

Количество созданных проектов

1

4

5

3

Количество созданных видео-презентаций

2

3

5

4

Количество охваченный семей

20

12

32

5

Количество охваченных несовершеннолетних

36

15

51

6

Количество зарегистрированных  пользователей социальной группы «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет»

12

20

32

 

  1. Качественная оценка эффективности программы:

1) качественные показатели для группы первичной профилактики:

№ п/п

Наименование

Доля от общего числа несовершеннолетних 2015 году (в % соотношении)

Предполагаемая доля от общего числа несовершеннолетних в 2016 году

Динамика за 2015-2016 годы

1

Повышение уровня противостояния провоцирующим  моментам

35%

55%

+20%

2

Снижение уровня пагубных привычек в поведении

30%

50%

+20%

3

Повышение уровня информированности о последствиях потребления ПАВ

40%

60%

+20%

 

2) при качественной оценке эффективности программы в группе вторичной профилактики мы будем  использовать следующие показатели:

№ п/п

Наименование

Доля от общего числа несовершеннолетних 2015 году (в % соотношении)

Предполагаемая доля от общего числа несовершеннолетних в 2016 году

динамика за 2015-2016 годы

1

Повышение уровеня сформированности здорового образа жизни

35%

50%

+15%

2

Снижение уровня зависимостей в поведении

30%

50%

+20%

3

Повышение уровня информированности о последствиях

40%

60%

+20%

 

3) в группе взаимодействие  мы будем  использовать следующие показатели:

№ п/п

Наименование

Кол-во в  2015 году

Планируемое кол-во в 2016 году

Общее количество за 2015-2016 годы

1

Количество положительных отзывов в книге отзывов и предложение ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский»

2

5

7

 

Срок реализации программы:

    

Название

Сроки реализации

 

1.           Подготовительный этап

Создание базы для подготовки программы

Апрель 2015г.

 – май 2015г.

 

Подготовка, подборка диагностического инструментария

Апрель 2015г. – май 2015г.

 

Проведение первичной диагностики среди воспитанников учреждения

Май 2015г.

 

Планирование и организация занятий в группах первичной и вторичной профилактики

Июнь 2015г.

 

Планирование и организация работы социальной группы «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет» (группа взаимодействия)

Сентябрь 2015г.

 

2.                 Практический этап

Проведение групповых занятий в группах первичной и вторичной профилактики (решение проективных задач, создание проектов, создание видео-презентаций)

Сентябрь 2015г.

 – май 2016г.

 

Организация и участие в выставках проектов и видео-презентаций, созданных участниками групп первичной и вторичной профилактики

Июнь 2016г.

 

Организация работы социальной группы «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет» (группа взаимодействия)

Сентябрь 2015г.

 – июнь 2016г.

 

3.                 Заключительный этап

Контроль и оценка результатов работы программы

Июнь 2016

    

 

Сведения о ресурсах:

Административные ресурсные возможности. Общее руководство программы осуществляет директор ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский»  Э.Г.Попова.

Кадровые ресурсные возможности. Исполнителями программы являются социальный педагог и педагог-психолог  ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинсий»: Л.А.Леорда, К.В.Владимирова.

Технические ресурсные возможности: для осуществления программы в ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский»  имеются три кабинета:

  • кабинет психолога оснащен мебелью: офисный стол, стулья, раскладной журнальный столик, увлажнитель воздуха;
  • кабинет социального педагога оснащен: компьютерные столы, офисный стол, стулья, компьютеры;
  • темная сенсорная комната для релаксации, оснащена – настенные и потолочные панно.

 

Механизм реализации программы

    

Название

Содержание

Ответственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  Подготовительный этап

Создание действующих групп

1. Изучение социальной ситуации среди воспитанников учреждения

Социальный педагог

2.Агитационно-мотивационые  беседы направленные на разъяснение родителям и детям сути внедряемой программы, и предстоящих мероприятий

3.Организация действующих групп воспитанников на группы первичной и вторичной профилактики

Подготовка диагностического инструментария

1. Разработка и проведение  тематической анкеты для первичной диагностики (для разделения несовершеннолетних на группы первичной и вторичной профилактики)

Социальный педагог, педагог-психолог

2. Подборка диагностического материала в зависимости от возраста несовершеннолетних и целей диагностики

Проведение первичной диагностики

1. Диагностика склонности к зависимому поведению, выявление степени информированности о вредных привычках, способность противостоять употреблению ПАВ при помощи анкет, опросников, тестов, методик

Социальный педагог, педагог-психолог

2.Диагностика эмоционального состояния несовершеннолетних при помощи диагностических методик

3. Исследование  особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям при помощи диагностической методики МЭДОР

Планирование и организация работы в группах первичной и вторичной профилактики

1. Привлечение родителей в участии в социальной группе «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет», посредством раздачи «пригласительных билетов»

Социальный педагог

2. Подготовка интерактивных задач

Социальный педагог

3. Подготовка алгоритма для создания проектов

Социальный педагог

4. Подготовка материала для создания социальных видео-презентаций, создание инструкции

Социальный педагог

Планирование и организация работы в группе «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет»

1.                 Создание группы в сети «Интернет». Создание разделов группы: кладезь информации, спроси у специалиста,  афоризмы

Социальный педагог

2.                 Подготовка информации для размещения в группе по темам: «кладезь информации» (где будут полезные советы, для родителей по тому, как диагностировать употребление ПАВ у своего ребенка, как проводить профилактическую работу с несовершеннолетним, как гармонизировать взаимоотношения в семье), «спроси у специалиста» (подготовка информации по вопросам родителей по интересующим их вопросам), «афоризмы» (злободневные высказывания, мотивирующие какие-либо изменения)

Социальный педагог

2. Практический  этап

Проведение групповых занятий

1. По решению интерактивных задач на подобии «Умеешь ли говорить «НЕТ»?»

Социальный педагог

2. По  разъяснению алгоритма создания проектов и их защите на тему здорового образа жизни, подтемы выбираются самостоятельно

Социальный педагог

3. По подготовке социальных видео-презентаций на тему «Прославление здорового образа жизни»

Социальный педагог

Организация и участие в выставках

1. Выставка проектов на тему «Здоровый Образ  Жизни»

Социальный педагог

2. Показ  видео-презентаций

Социальный педагог

Организация работы группы «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет»

1.                  Еженедельное обновление информации

Социальный педагог

2.                 Взаимодействие с родителями/законными представителями

Социальный педагог

3.                  Заключительный этап

Контроль и оценка результатов

1. Определение оценки эффективности  использования программы  «Семья против употребления  ПАВ»

Социальный педагог, педагог-психолог

2. Описание результатов внедрения программы  «Семья против употребления ПАВ» в отчетах о деятельности социального педагога

Социальный педагог

3. Усовершенствование  программы «Семья против употребления  ПАВ»

Социальный педагог

4. Планирование дальнейшего применения  программы «Семья против употребления ПАВ» с  воспитанниками учреждения и их семьями

Социальный педагог

 

В рамках  данной программы в 2015 году были реализованы следующие мероприятия:

№ п/п

Наименование мероприятия

Кол-во несовершеннолетних принявших участие в мероприятиях

Содержание мероприятия

1

Мониторинг (изучение) социальной ситуации среди воспитанников учреждения

36

Осуществлено предварительное анкетирование несовершеннолетних посещающих учреждение социального обслуживания населения, при помощи разработанной анкеты, состоящей из 8 вопросов, закрытого и открытого типа.

2

Агитационно-мотивационые  беседы

12

Проведены беседы-консультации родителей/законных представителей несовершеннолетних о предстоящей работе по программе.

3

Организация групп первичной и вторичной профилактик

36

Осуществлено разделение несовершеннолетних на группы первичной профилактики основываясь на результатах мониторинга

4

Разработка  тематической анкеты для социологического опроса

Разработана анкета, состоящая из трех направлений: определения отношения к курению, употреблению алкогольной продукции, употреблению наркотических веществ.

5

Подборка диагностического материала

Педагог-психолог совместно с социальным педагогом подобрали диагностический материл, в зависимости от возрастного состава группы и целей диагностики.

6

Диагностика употребления ПАВ, эмоционального климата семьи, эмоционального состояния несовершеннолетнего

36

Осуществлялось диагностирование несовершеннолетних по 3 направлениям.

7

Привлечение родителей, ведение социальной группы «Семья против употребления ПАВ»  в сети «Интернет»

12 взрослых

Была создана социальная группа «Семья против употребления ПАВ» в социальной сети «vc.com». Осуществлено информирование родителей/законных представителей о функционировании социальной группы «Семья против употребления ПАВ» в социальных сетях, при помощи распространения «приглашений».

8

 По подготовке интерактивных задач

Разработаны интерактивные задачи

9

Подготовка материала для создания социальных видео-презентаций, создание инструкции

Была подготовлена инструкция по созданию видео-презентаций с использованием программы  Movie Maker. А также были разработаны темы для создания видео-презентаций.

10

Подготовка социальной группы «Семья против употребления ПАВ» (создание группы, разделов)

Были созданы тематические разделы в социальной группе «Семья против употребления ПАВ»: «кладезь информации», «спроси у специалиста», «афоризмы» (возможно расширение перечня разделов в соответствии с потребностями родителей/законных представителей несовершеннолетних).

11

Подготовка информации для размещения в социальной группе «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет»

Осуществлена публикация информации в социальной группе «Семья против употребления ПАВ» в разделах «кладезь информации» и «афоризмы».

 

Дальнейшее развитие программы

 Перспективный план мероприятий профилактики потребления ПАВ «Семья против употребления ПАВ»

 на сентябрь 2015г. – июнь 2016 г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Ответственные исполнители

1.

Решение интерактивных задач

Несовершеннолетним предлагается решить интерактивную задачу «Умеешь ли говорить «Нет»?».

Социальный педагог

2.

Подготовка проектов и их защита

Несовершеннолетним предлагается общая тема «Здоровый Образ Жизни», с подтемой на выбор: зачем соблюдать режим дня, зачем заниматься спортом, есть много сладкого полезно?  и  т.д. Несовершеннолетние должны будут отстоять свою точку зрения.

Социальный педагог

3.

Подготовка социальных видео-презентаций

Несовершеннолетним предлагается совместно со взрослым подготовить, опираясь на инструкцию, видеоролик на тему «Прославление здорового образа жизни».

Социальный педагог

4.

 Выставка проектов подготовленных несовершеннолетними на тему «Здоровый Образ Жизни»

Проекты, предоставленные воспитанниками центра, будут опубликованы в социальной группе «Семья против употребления ПАВ», а также будет проведена выставка проектов «За здоровый образ жизни!».

Социальный педагог

5.

Показ социальных видео-презентаций

На групповом занятии несовершеннолетним будет предложено рассказать/показать свои работы на тему «Прославление здорового образа жизни».

Социальный педагог

6.

 Еженедельное обновление информации

Еженедельно в последний рабочий день недели, информация в социальной группе «Семья против употребления ПАВ» будет дополняться актуальной информацией.

Социальный педагог

7

Взаимодействие с родителями/законными представителями

Еженедельно, в последний рабочий день недели, будут отслеживаться комментарии, вопросы родителей/законных представителей несовершеннолетних и формироваться ответы на вопросы.

Социальный педагог

8

Определение оценки эффективности  использования программы  «Семья против употребления  ПАВ»

Оценка результативности программы будет проводится в соответствии с критериями эффективности программы.

Социальный педагог, педагог-психолог

9

Предоставить отчетные сведения о результатах внедрения программы  «Семья против употребления ПАВ»

Предоставление результатов в отчетных документах в полугодовых и годовых отчетах деятельности социального педагога.

Социальный педагог

10

Усовершенствование  программы «Семья против употребления  ПАВ»

В зависимости от результатов заключительной диагностики несовершеннолетних по программе будет проводиться корректировка разделов программы и содержания разделов социальной группы «Семья против употребления ПАВ» в сети «Интернет».

Социальный педагог

11

Планирование дальнейшего применения  программы «Семья против употребления ПАВ» с  воспитанниками учреждения и их семьями

В соответствии с заключительными результатами будет рассмотрена возможность использования программы в 2016-2017гг.

Социальный педагог

  

Результаты  и дальнейшее развитие программы

На начальном этапе (подготовительном) реализации программы «Семья против употребления ПАВ»,  достигнуты следующие результаты:

  • разработана анкета для предварительной диагностики, результаты которой помогли разделить несовершеннолетних на группы первичной и вторичной профилактики;
  • проведен социологический опрос, который помог выявить отношение несовершеннолетних, посещающих центр «Елена», к здоровому образу жизни, к употреблению наркотиков, алкогольной продукции, табакокурению;
  • на основании первичной диагностики, несовершеннолетние разделены на группы первичной и вторичной профилактики;
  • осуществлено информирование родителей/законных представителей о внедрении  программы;
  • Разработана социальная группа «Семья против употребления ПАВ» в социальной сети vk.com, оформлены разделы: «кладезь информации», «спроси у специалиста», «афоризмы». 

Ожидаемые и конечные результаты: 

  • позитивное отношение к здоровому образу жизни;
  • устойчивое эмоционально-положительное состояние;
  • расширение познавательного интереса;
  • изменение отношения к возможному приему ПАВ;
  • появление желания, потребности и способностей в изменениях;
  • плановое использование программы «Семья против употребления ПАВ» в последующих годах;
  • творческие проекты, пропагандирующие здоровый образ жизни;
  • социальные видео-презентации на актуальные темы;
  • выставка проектов и показ социальных видео-презентаций, созданных воспитанниками учреждения в сети «Интернет», на официальном сайте учреждения;
  • активная эффективная взаимосвязь родителей/законных представителей воспитанников учреждения со специалистами посредством сети «Интернет»;
  • популяризация и внедрение в воспитательный процесс (для родителей/законных представителей) наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ;
  • гармонизация внутрисемейных отношений.

 Финансовые ресурсы

Реализация  первой части   программы  стала возможной благодаря собственным средствам ГБУ «Центр «Елена» в МО г.Губкинский».

Для реализации программы используется следующее оборудование:

  • канцелярские принадлежности (карандаши простые, бумага, клей, ножницы, маркеры и прочее);
  • МФУ для рапсечатки приглашений и информационной продукции;
  • экран, мультимедийный проектор и ноутбук для демонстрации материалов (проектов, интерактивных задач, видео-презентаций);
  • настенные и потолочные панно («Звездное небо», «Млечный путь»), интерактивная панель «Галактика», светильник «Пламя», увлажнитель воздуха, ароматизатор с ароматическими маслами, музыкальный центр, два световых экрана (40смх50см), один телевизор с функцией DVD, 3D (для просмотра видео и фото материалов).

Приложение программе «Семья против употребления ПАВ»

 АНКЕТА

Анкета разработанная специалистами ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский» для проведения первичной диагностики, результаты которой используются для разделения несовершеннолетних на группы первичной и вторичной профилактики.

  

ФИО, дата рождения_________________________________________

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, как можно честнее, конфиденциальность гарантируется.

 

Вопрос

Ответ

1.     Случалось ли вам употреблять спиртные напитки, курить,  употреблять наркотические вещества? Если «нет» начинайте отвечать с 4 вопроса, если «да» продолжайте далее.

ДА/НЕТ

2.     Как часто это происходило (происходит)?

1 раз

3-4 раза

До сих пор у потребляю часто

До сих пор употребляю редко

3.     Если да, то, что Вас сподвигло на данное действие? (напишите свой ответ)

 

 

 

 

4.      Употребляю ли ваши друзья  спиртные напитки, курит,  употреблять наркотические вещества? Если да, нужное подчеркните.

Курит

Пьет

Употребляет наркотические вещества

5.     Употребляют ли в вашей семье спиртные напитки, курит,  употреблять наркотические вещества? Нужное подчеркнуть.

Курит (мама, папа)

Пьет (мама, папа)

Употребляет наркотические вещества (мама, папа)

6.     Если да, то, как часто это происходит и в каких ситуациях? Может быть несколько ответов.

Каждый день

По выходным

Каждый месяц

По праздникам

Раз в год

7.     Слышали ли Вы в школе, что бы кто-нибудь из сверстников употреблял алкогольные напитки, наркотические вещества, курят?

 

8.     Можно ли детям употреблять спиртные напитки, курить,  употреблять наркотические вещества?

ДА/НЕТ

 

Спасибо за участие!

 

 

 

Количество просмотров: 438
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

сентябрь 2017

82 086,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин