> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «ДОБРОЕ НАЧАЛО»

Срок реализации программы: 1 год                                                                                                                                    Составитель: педагог-психолог Куманцева Е. Н.

Красноселькуп — 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

п/п

Наименование раздела

 

№ страницы

I.

Пояснительная записка…………………………………………………………

 

стр. 3

II.

Теоретическая часть…………………………………………………………

 

стр. 5

2.1.

Основные принципы программы…………………………………………………..

 

стр. 5

2.2.

Краткая аннотация программы…………………………………………………..

 

стр. 6

2.3.

Ожидаемые результаты:………………………………………………….

 

стр. 7

2.4.

Структура и содержание программы…………………………………………………..

 

стр.7

2.5.

Критерии усвоения программы…………………………………………………..

 

стр. 8

2.6.

Основные принципы построения занятий………………………………………………………

 

стр. 9

2.7.

Формы работы……………………………………………………….

 

стр. 11

2.8.

Формы подведения итогов реализации программы…………………………………………………..

 

стр. 13

2.9.

Дидактический материал……………………………………………………..

 

стр. 13

2.10.

Материально-техническое оснащение……………………………………………………

 

стр. 13

III.

Практическая часть………………………………………………………………

 

стр. 14

3.1

Тематический план………………………………………………………….

 

стр. 14

3.1.1

Содержание

программы………………………………………………….

 

стр. 15

3.2

Календарно-тематическое планирование……………………………………………….

 

стр. 19

IV.

Список литературы…………………………………………………..

 

стр. 24

V.

Приложения………………………………………………….

стр. 25

Программа духовно-нравственного развития детей  «Доброе начало»

(знакомство и приобщение детей к национальному наследию русской православной культуры)

 Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети, молодежь получили возможность вернуться к духовным корням народной жизни.

«Какое… счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник) [12.67].

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       С болью мы смотрим на то, что происходит в современном мире. Большое опасение вызывают проявления безнравственности, бездуховности отдельных представителей молодого поколения. Поэтому задача педагогов и родителей – сформировать иммунитет от зла и воспитать детей в идеалах добра и истины на основе познания духовно-нравственных законов.

       Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство, окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром; что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием [13.5].

       Очевидно, что без духовности, которую передавали отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

       Вера праотцов – святыня духовной жизни каждой нации. Россия тысячу лет назад, приняв христианство из Византии, стала признанным в мире центром православия, принеся в него живительную силу, теплоту домашнего очага, поклонение домашней иконе, необъятность российских просторов.

       Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

       Сейчас, как никогда ранее, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности. Всем известно, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

       К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Отсюда следует, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А ведь во все времена в России ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанного понимания ребёнком личностной значимости.

       Сегодня в нашей стране существует возможность сотрудничества педагогов, психологов и церковнослужителей в духовно-нравственном становлении и развитии детей в рамках действующего законодательства, при согласии и заинтересованности родителей. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

       Исходя из вышеперечисленного, была разработана программа духовно-нравственного развития детей, которая включила в себя несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно-оздоровительное (групповые занятия, игры: подвижные и назидательные, ролевые и т.д.).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
  4. Нравственно-трудовое (продуктивная творческая деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам и т.д.).
  5. Психолого-педагогическое (тренинги, упражнения, игры, направленные на укрепление психического здоровья детей).

       Кроме того, в программе применяются действенные коррекционно-развивающие средства, такие как игра, театральное действие, куклотерапия, сказкотерапия.

       Роль ретранслятора социального опыта и культурного наследия в системе коррекционно-воспитательной работы выполняет использование произведений литературы и искусства (репродукции картин, музыкальные произведения), что обеспечивает создание специальных условий для «врастания» ребенка в культуру.

       Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиций, уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

       Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ. 
  • Основные принципы программы

Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»).

       Гуманистическая направленность (отношение педагога к ребенку как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням русского народа).

       Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).

       Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).

       Законосообразность (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).

      Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, образовательных учреждений, социального приюта).

      Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с духовными установлениями).

      Многоуровневый подход (учет возрастных, индивидуальных возможностей, психофизического состояния детей).

  • Краткая аннотация программы

Участники программы – дети среднего школьного возраста (9-13 лет), родители, педагоги, психологи, социум.

Продолжительность курса познавательных и коррекционно-развивающих занятий – 1 год.

       Программа реализуется в рамках групповой профилактической программы «Клуб выходного дня», разработанной специалистами ГКУ ЯНАО «Приют в МО Красноселькупский р-н» для реабилитации детей группы социального риска, в основном из семей, состоящих на патронажном учёте в учреждении.

       Режим проведения занятий – 1 раз в неделю, 2 занятия по 40 минут (познавательное, духовно-нравственной направленности и психологический тренинг, рефлексия). По завершению занятий — чаепитие.

       Форма занятий – групповая (индивидуальные занятия проводятся в соответствии с индивидуальными реабилитационными маршрутами детей, участников программы).

       Принципы программы: социальное партнерство между ГКУ ЯНАО «Приют в МО Красноселькупский р-н», Храма в честь святого мученика Василия Мангазейского и органами (учреждениями) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы: сохранение, формирование, коррекция духовно-нравственного здоровья, психоэмоционального состояния детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры, проведения тренинговых занятий. 

Основные задачи программы:

  1. Развить нравственные ориентиры детей, их родителей, приобщить их к азам Православной культуры.
  2. Сформировать патриотические установки участников программы.
  3. Развить творческие способности детей через продуктивную, а также театрализованную деятельность.
  4. Провести психокоррекционную работу, направленную на улучшение психоэмоционального состояния детей из семей риска.
    • Ожидаемые результаты:

Программа направлена на достижение следующих результатов:

  •       Формирование навыков межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания (тренинги общения, упражнения, психолого-педагогическое сопровождение).
  •       Воспитание средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям (театрализованные представления, спектакли, песнопения, чтение стихотворений).
  •      Формирование потребности и готовности проявлять сострадание и сорадование (тренинги на сплочение, беседы, индивидуальные консультации, чтение художественной и духовной литературы).
  •      Приобщение детей к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах (групповые занятия, беседы).
  •      Улучшение психоэмоционального состояния участников программы (тренинги «Профилактика агрессивного поведения», «Профилактика девиантного поведения», тренинги на снятие эмоционального напряжения, тренинги на снятие тревожности, тренинги личностного роста, тренинги «Профилактика употребления ПАВ», упражнения, психолого-педагогическое сопровождение).
  •     Формирование патриотического и гражданского сознания и самосознания, активной жизненной позиции в обществе.
  •     Публикации материалов в СМИ.
    • Структура реализации программы

В начале, середине и в конце реализации программы проводится диагностика детей по следующим направлениям:

  • Коммуникативная культура.
  • Нравственное развитие.
  • Познавательное развитие и осведомлённость участников программы в вопросах Православной духовной культуры.
  • Развитие творческих способностей.
  • Состояние психоэмоциональной сферы.

По итогам первичной диагностики выстраиваются реабилитационные маршруты, планируются индивидуальные и групповые интегрированные занятия, включающие в себя:

  • тренинги по формированию коммуникативных навыков, сплочению детского коллектива, личностного роста, профилактике агрессивного и девиантного поведения, снятию эмоционального напряжения, профилактике наркомании у детей и подростков и пр.;
  • игры-драматизации, театрализованную деятельность;
  • чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, беседы, беседы-обсуждения;
  • моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
  • продуктивную деятельность (открытки, сувениры, приготовление блюд к христианским праздникам, участие в конкурсах, приуроченных к Православным праздникам);
  • организацию выставок рисунков, открыток, поделок, выполненных детьми вместе с родителями;
  • игры и тренинги духовно-нравственного содержания;
  • разучивание стихов, песен к праздникам;
  • целевые прогулки (участие в крестном ходу и др.);
  • занятия-экскурсии (к Храму, на колокольню храма);
  • встречи с интересными людьми (преподавателями школы искусств, участниками церковного хора, священнослужителям);
  • детскую благотворительность (подарки для сирот, нуждающихся, престарелых);
  • рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
  • организацию занятий, концертов с использованием духовной музыки;
  • оформление фотоальбома и создание видеофильма «Наши праздники»;
  • посиделки-чаепития.
  • Критерии усвоения программы:
  • Коммуникативное развитие:

— ребёнок вступает в общение с взрослыми, активно взаимодействует с детьми; регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил; говорит распространенными предложениями, составляет связный рассказ с опорой на сюжетную картину и без таковой, поддерживает диалог, умеет привлечь внимание своей речью.

  • Нравственное развитие:

— ребёнок общается с ровесниками и взрослыми с позиции уважения, взаимопонимания, проявляет миролюбие, милосердие, патриотизм, эмоционально откликается на радость и горе других людей, готов прийти на помощь (методика М.И.Шиловой для изучения воспитанности учащихся).

  • Познавательное развитие и осведомлённость в вопросах Православной духовной культуры:

— ребёнок имеет богатый запас знаний по данной тематике, имеет представление о рукотворном и нерукотворном мире, знаком с культурой быта в библейские времена, задает вопросы, устанавливает причинно — следственные связи, может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре, конструировании и других видах деятельности.

  • Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы:

— ребёнок создает индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, форма, композиция, ритм и т. д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации, драматической деятельности; уверенно владеет техническими навыками и умениями. Эмоционально воспринимает музыку; правильно определяет ее настроение, может рассказать о том, что он представил во время прослушивания музыкального произведения.

  • Психоэмоциональная сфера:

— стабильное нервно-психическое состояние, оптимальный уровень стрессоустойчивости, готовность к общению, эмоциональная стабильность (на основе применения проективной методики «Кактус», анкеты «Признаки агрессивности», методики определение уровня сплоченности коллектива, социометрия (А. Моренко), методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (адаптированная).

В результате реализации программы ее участники:

должны знать:

  • основы духовности русского народа и традиционного уклада жизни;
  • традиционную кухню Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины);
  • основные религиозные понятия, элементарные сведения из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы;
  • доступные пониманию детей произведения иконописи, церковного пения, колокольного звона, художественной литературы духовно-нравственного содержания;
  • об основных жизненных и нравственных принципах: добро, отзывчивость, взаимопомощь, умение договариваться, уступать, знать элементарные навыки этики, этикета.

должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • управлять своими эмоциями, находить компромиссы в решении конфликтных вопросов.
  • Основные принципы построения занятий:

       Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных, психофизических особенностей детей, научность требований педагогики и психологии, систематичность и последовательность, мониторинг прочности усвоения знаний, связь теории с практикой, развитие и воспитание в процессе игры, театрального действия, практического действия, то есть:

— сочетание обучения, психологической коррекции и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание и т.д.;

— подбор наглядного материала, звукового оформления с учетом возможностей детей и требований педагогики;

— проведение бинарных занятий-праздников (психолог и воспитатель, музыкальный руководитель и воспитатель т.д.) с целью более рациональной организации занятия;

— организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется в соответствии с индивидуальным реабилитационным маршрутом несовершеннолетнего, проводится в периоды между групповыми занятиями;

— организация разных видов деятельности детей по теме занятия (театрализация, ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения, психологические тренинги и т.д.).

Структура группового занятия

— Вступительная часть (1 часть): объявление темы занятия, направлений деятельности, через вопросы проблемного характера, а также повторение пройденного материала. Либо рассказ о празднике, его традиции, рассматривание репродукций, икон, беседа, вступительная игра.

— Основная часть (2 часть): беседа, кукольный спектакль, дидактические игры, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением — помогающие раскрыть основную тему занятия, творческая продуктивная деятельность детей, либо просмотр тематических мультфильмов, короткометражных фильмов, кинолектории и др. Здесь ребята являются не просто зрителями, а активными участниками событий, помощниками героям сказки и добрыми советчиками.

— Заключительная часть (3 часть): подведение итогов занятия, закрепление полученных знаний через беседу-диалог, игры, загадки, пересказ и пр.

Структура группового тренинга

— Вступительная часть: беседа (ознакомление с темой и содержанием тренинга), психологическая разминка, упражнение, игра (согласно теме психологического тренинга).

— Основная часть: психологический тренинг, который может включать игры, упражнения, задания, проективные методики и др.

— Заключительная часть: психологическая игра, упражнение, рефлексия.

Методы реализации программы:

       Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • воплощение впечатлений детей в творчество;
  • наблюдений, экскурсий, кинолекториев.

Словесно-образный метод наиболее эффективен в процессе:

  • чтения литературных произведений педагогом, проведения тренинговых занятий психологом;
  • чтения сказок и стихотворений детьми, педагогом с последующей драматизацией;
  • театральных постановок;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;
  • разбора житейских ситуаций, ответов детей на вопросы педагога;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением, упражнения, тренинги, психологические игры и др.);
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях.

Практический метод используется, когда необходимы:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и др.);
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
  • использование проективных методик (групповые занятия).
  • Формы работы:

— с детьми:

Первичная диагностика (сентябрь).

Промежуточная диагностика (январь).

Итоговая диагностика (май).

Вводные и итоговые диагностики (по блоку психологических тренингов).

Индивидуальные занятия по духовному воспитанию.

Интегрированные групповые занятия, включающие в себя:

  • тренинги по формированию коммуникативных навыков и пр.;
  • моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
  • продуктивную деятельность;
  • организацию выставок;
  • целевые прогулки, встречи с интересными людьми;
  • участие в праздничных представлениях согласно церковному календарю («Рождество Христово», «Пасха» и пр.);
  • участие в мероприятиях межведомственного взаимодействия (акции разного характера, благотворительные акции)
  • оформление фотоальбома, создание видеофильма «Наши праздники»;
  • посиделки-чаепития.

— с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы (согласно годовому планированию учреждения);
  • лектории для родителей с участием священника, представителей православной культуры;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в учреждении (Прил. №1);
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • совместное посещение родителями, детьми Храма во время экскурсии; крестного хода;
  • изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
  • организация угощения детей во время групповых занятий;
  • диспуты, беседы;
  • консультации;
  • выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей (в рамках мероприятий учреждения);
  • обмен опытом по духовному воспитанию в семье (индивидуально);
  • выставки семейных работ к праздникам (индивидуально);
  • индивидуальное собеседование.

— с педагогами и сотрудниками Приюта:

  • консультации (индивидуальные);
  • круглые столы (самопрезентации, отчеты о деятельности);
  • встречи с интересными людьми (участие в мероприятиях межведомственного взаимодействия);
  • выставки методической, духовной, коррекционной литературы;
  • подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми.
    • Формы подведения итогов реализации программы:

Участие воспитанников в праздничных мероприятиях, приуроченных к православным праздникам, конкурсах, фестивалях, выставках изобразительного искусства, творческие отчеты по программе (фотоальбомы, DVD-, CD-диски, информация в СМИ), анализ результатов диагностик.

  • Дидактический материал:
  • альбом «Мои впечатления», «Православные праздники»;
  • выставка детских рисунков «Наш Покров», «Библейская история. Рождество Христово», «Пасхальная Весна — 2016»;
  • детская православная литература;
  • маски, костюмы для спектаклей и кукольных представлений;
  • мультимедийные презентации тем занятий;
  • фото-выставки, стенгазеты;
  • наборы для рисования.
  • Материально-техническое оснащение:
  • учебное помещение с рабочей зоной воспитанников, рабочей зоной педагога и пространством учебно-наглядных пособий (нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03);
  • солнцезащитные шторы, переносные и стационарные софиты;
  • мольберты, рисовальные доски (планшеты) формата А2;
  • театральная ширма и набор кукол для театральной деятельности;
  • мультимедийный комплекс с большим экраном, цифровая фото- и видеоаппаратура, доступ к сети Интернет.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1 Тематический план

Разделы

Занятия

Всего (теор./практ.)

1.        «Святые земли русской»

7 (4/3)

2.   «Библия в рассказах для детей. Основы ветхого и Нового Завета»

9 (6/3)

3.  «Храм души моей. Уроки нравственности»

13 (8/5)

4.        «Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа»

18 (9/9)

5.   «Жизнь людей в библейские времена»

7 (6/1)

6.  Диагностика

7 (0/7)

Итого занятий по блоку

«Духовно-нравственное развитие»

61 (33/28)

7.  Тренинг на сплочение детского коллектива, тренинги общения, личностного роста

19 (0/19)

8.  Тренинг на снятие эмоционального напряжения, на снятие тревожности

12 (0/12)

9.  Тренинг «Профилактика девиантного поведения», «Снятие агрессивности»

10 (0/10)

10.  Диагностика

7 (0/7)

Итого занятий по блоку

«Психокоррекция личности»

48 (0/48)

ВСЕГО:

109 (33/76)

3.1.1. Содержание программы

Разделы

Практика

Теория

«Библия в рассказах для детей. Основы ветхого и Нового Завета»

Занятие «Праздник Рождества». Кукольный спектакль-сказка «Чудо на Рождество».

 

Миниатюрный кукольный театр: Вифлеемский ящик — Вертеп «Рождественская история» (святки – 7 января -14 января).

 

Занятие по ручному труду (конструирование): восьмиконечная Вифлеемская звезда (открытка к Рождеству).

Рассматривание икон, иллюстраций о детстве Богородицы.

Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп).

Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.

Концерт «Христославы»

(в рамках межведомственного взаимодействия).

Целевая аудитория: родители, семьи социального риска, воспитанники воскресной школы, воспитанники Приюта.

Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки.

Кинолектории для детей и родителей.

«Храм души моей. Уроки нравственности»

Занятие по ручному труду «Подарок на именины».

Музыкальная игра «Каравай».

Занятие по ручному труду «Ангел», «Рождественские открытки».

Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству.

Занятие по изобразительной деятельности «Нарисуй сказку».

Тренинги на сплочение детского коллектива, тренинги общения, снятие психоэмоционального напряжения и пр.

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

Беседа о честности, любви, доброте

Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником».

Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.

Встреча с церковным хором.

Чтение с обсуждением литературных произведений нравственного и патриотического характера.

Подвижная игра «Помоги бабушке (дедушке)».

Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

«Великие христианские праздники. Обычаи и традиции русского народа»

Занятие «Яблочный Спас» (Преображение Господне). Кукольный спектакль-сказка «Лукошко яблок» – 19 августа.

Занятие по изобразительной деятельности «Троица».

Занятие «Пасха» (кукольный спектакль-сказка «Пасхальная история».)

Занятие по ручному труду «Писанка», «Пасхальная открытка».

Занятие по изобразительной деятельности «Масленица к нам пришла».

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Выставка детских работ «Рождественская открытка»

Занятие по изодеятельности «Платок (покров)», «Осень».

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Занятие-утренник Праздник Введения во Храм Богородицы.

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Беседы о традиционной кухне в Православные праздники для детей и родителей.

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Беседа о церковных колоколах.

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола» (для детей и родителей).

Целевая прогулка «Крестный ход» (дети, родители).

Беседа «Летние праздники».

Экскурсия в Храм на праздник Троицы для детей и родителей.

«Святые земли русской»

Занятие «Праздник Святых Апостолов Петра и Павла» (кукольный спектакль-сказка «Именинники» – 12 июля).

Занятие «Праздник Святителя Николая» (кукольный спектакль-сказка «Неизвестный спаситель» – 19 декабря).

Занятие по ручному труду (конструирование): «Корабль Святителя Николая».

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

Знакомство с житием и иконой св. муч. Василия Мангазейского

«Жизнь людей в библейские времена»

Занятие по изобразительной деятельности «Мои впечатления».

Чтение художественных произведений для детей.

Кинолектории по просмотру мультфильмов из серии «Истории Ветхого Завета».

Короткометражные художественные фильмы «За имя мое», «Притчи №1, 2, 3». Кинолектории.

Психокоррекция

Тренинги на профилактику агрессивного и девиантного поведения.

Тренинги на повышение уровня самооценки, личностного роста.

Тренинги на сплочение детского коллектива, тренинги общения, личностного роста.

Тренинги на снятие эмоционального напряжения, тревожности.

 

Диагностика

— Первичная диагностика.

— Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях (прил. № 2).

— Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье (первичная, прил. № 1).

— Анализ первичной диагностики.

— Промежуточная диагностика (прил. № 3).

— Анализ деятельности по итогам промежуточной диагностики.

— Итоговая диагностика.

— Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях (прил. № 4).

— Анкетирование родителей по методике Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (адаптированная).

— Анализ итоговой диагностики.

 

3.2. Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 г.г.

Сентябрь 2015

06.09.

Вводное занятие. Первичная диагностика детей, анкетирование родителей (осведомленность участников программы в вопросах Православной культуры). Деление по секциям (редколлегия, исследователи, звукооператоры).

13.09.

Музыкальное занятие с использованием духовной музыки. Отче наш и другие песнопения. Первичная диагностика знаний детей, анкетирование родителей (осведомленность участников программы в вопросах Православной культуры).

20.09.

Знакомство с праздником Рождество Пресвятой Богородицы. Беседы о жизни и детстве Пресвятой Богородицы. Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

Тренинг «Снятие эмоционально напряжения», диагностика.

27.09.

Занятие по изобразительной деятельности «Нарисуй сказку».

Тренинг «Снятие эмоционально напряжения».

Д./з.: «Рисование с родителями на тему: «Наш Покров»

Октябрь 2015

04.10.

Знакомство с иконой и житием Димитрия Ростовского, прп. Сергия Радонежского. Просмотр кинофильма. Кинолекторий.

Тренинг «Снятие эмоционально напряжения».

Д./з. Исследователям: подготовить информацию для стенда о празднике «Покров Пресвятой Богородицы».

11.10.

Знакомство с иконой «Праздник Покрова». Изобразительная деятельность «Наш Покров». Оформление выставки детских рисунков «Наш Покров» (ответственные: редколлегия).

Тренинг «Сплочение детского коллектива». Диагностика (групповая, индивидуальная).

18.10.

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Чтение рассказа «Гордый петух».

Тренинг на сплочение детского коллектива.

25.10.

Музыкальная игра «Каравай», поздравление именинников, изобразительная деятельность, ручной труд «Открытка имениннику»

Тренинг на сплочение детского коллектива.

Ноябрь 2015

01.11.

Знакомство с иконой «Казанской Божией Матери», историей обретения иконы.

Тренинг на сплочение детского коллектива

08.11.

Беседа о честности, любви, доброте. Знакомство с понятием родительская суббота.

Тренинг на сплочение детского коллектива.

15.11.

Рассматривание иллюстраций, икон святых, чьи имена носят дети. Житие святых. Разучивание и драматизация стихотворения «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм».

Тренинг на сплочение детского коллектива

22.11.

Рассматривание и рассказ об иконе «Скоропослушница». Разучивание песнопения «Богородице Дево радуйся» (двухглолосье).

Тренинг на снятие тревожности (диагностика).

29.11.

Занятие «Праздник Введения во Храм Богородицы». Песнопения о Богородице, драматизация стихотворения «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм». Просмотр презентации о детстве и взрослых годах Богородицы.

Тренинг на снятие тревожности.

Декабрь 2015

06.12.

Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. Занятие по ручному труду (конструирование) «Корабль Святителя Николая».

Тренинг на снятие тревожности.

Д./з. Исследователям: подготовить информацию о жизни свт. Николая

13.12.

Занятие «Праздник Святителя Николая» (19 декабря). Просмотр презентации о житии Николая Чудотворца. Лекторий. Беседа о нравственных поступках.

Тренинг на снятие тревожности.

20.12.

Подготовка к празднованию Рождества Христова. Участие в конкурсе рисунков «Рождество Христово». Театрализованная деятельность, кукольный спектакль «Рождество».

Тренинг на снятие тревожности.

27.12.

Подготовка к празднованию Рождества Христова. Участие в конкурсе рисунков «Рождество Христово». Театрализованная деятельность, кукольный спектакль «Рождество».

Занятие по ручному труду (конструирование) «Восьмиконечная Вифлеемская звезда».

Тренинг на снятие тревожности.

Январь 2016

10.01.

Праздник Рождества (кукольный спектакль-сказка «Чудо на Рождество»). Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик — Вертеп «Рождественская история» (для детей и родителей, жителей села). Выставка детских работ «Рождественская открытка».

17.01.

Беседа о празднике «Крещение Господне». Рассматривание икон, просмотр документального фильма. Кинолекторий.

Промежуточная диагностика, общая (прил. №2)

Тренинг на снятие тревожности.

24.01.

Экскурсия в храм (совместно с родителями). Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки. Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.

Тренинг на снятие тревожности.

31.01.

Оформление фотоальбома и стенгазеты «Рождество Христово».

Музыкальная игра «Каравай», поздравление именинников, изобразительная деятельность, ручной труд: «Открытка имениннику»

Тренинг на снятие тревожности (диагностика).

Февраль 2016

07.02.

Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.

Чтение с обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

Тренинг «Общение».

14.02.

Экскурсия в храм. Встреча с церковным хором. Музыкальное занятие с использованием духовной музыки (для родителей и детей).

Тренинг «Общение».

21.02.

Просмотр короткометражного художественного фильма «За имя мое», кинолекторий. Занятие по изобразительной деятельности, ручной труд «День Защитника Отечества».

Тренинг «Общение»

28.02.

Просмотр фильма «Иисус». Кинолекторий. Подготовка к празднованию Пасхи. Разучивание стихов, песен, кукольного театра «Пасхальный теремок».

Тренинг «Общение»

Март 2016

06.03.

Игровая программа «Масленица». Кукольный спектакль-сказка «Приключения на Масленицу». Подвижная игра «Помоги бабушке (дедушке)» (неделя перед Великим Постом).

Тренинг «Общение».

13.03.

Беседа о Великом посте. Занятие по изобразительной деятельности, ручной труд «Пасхальное яйцо».

Тренинг «Общение».

20.03.

Подготовка к празднованию Пасхи. Разучивание стихов, песен, кукольного театра «Пасхальный теремок». Игра «Мирилка».

Тренинг «Общение».

27.03.

Дни Милосердия. Чтение рассказов о благотворительности. Готовим подарки детям-сиротам, ручной труд.

Тренинг «Общение».

Д./з. Исследователям: подготовить информацию о св. муч. Василии Мангазейском.

Апрель 2016

03.04.

Празднование дня святого мученика Василия Мангазейского. Целевая прогулка в храм. Слушание церковных песнопений, участие в Богослужении. Знакомство с житием Василия Мангазейского.

Редколлегия: Оформление стенда «Житие св. муч. Василия Мангазейского».

10.04.

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора»

Занятие по ручному труду «Писанка», «Пасхальная открытка».

Тренинг «Общение».

Д./з. Подготовка конкурсных работ совместно с родителями на конкурс детского творчества «Пасхальная весна — 2016».

17.04.

Беседа «Пасхальные колокола», слушание колокольного звона.

Экскурсия в Храм на колокольню (для детей и родителей). Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Тренинг «Общение».

24.04.

Подготовка кукольного спектакля-сказки «Пасхальная история». Репетиция. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Тренинг «Общение». Диагностика.

Май 2016

01.05.

Экскурсия в храм на пасхальное богослужение (совместно с родителями).

Редколлегия: Оформление стенгазеты «Пасхальный благовест».

08.05.

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. Просмотр короткометражного фильма «Притчи 1», кинолекторий. Ручной труд. Открытки для девочек своими руками (мальчики).

Тренинг личностного роста.

15.05.

День мироносиц. Поздравление девочек. Праздничный концерт. Тренинг личностного роста.

22.05.

Просмотр короткометражного фильма «Притчи 2», кинолекторий.

Музыкальная игра «Каравай», поздравление именинников, изобразительная деятельность, ручной труд «Открытка имениннику».

Тренинг личностного роста.

29.05.

Просмотр короткометражного фильма «Притчи 3», кинолекторий.

Тренинг, подведение результатов исследования, рефлексия. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

Июнь 2016

05.06.

Занятие «Троица». Знакомство с праздником, с иконой.

12.06.

Занятие по изобразительной деятельности «Троица».

Экскурсия в лес за веточками к Троице.

19.06.

Экскурсия в Храм на праздник Троицы для детей и родителей.

26.06.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

Тренинг «Снятие агрессивности».

Июль 2016

03.07.

Святые апостолы Петр и Павел. Беседа о посте.

Тренинг «Снятие агрессивности».

10.07.

Занятие «Праздник Святых Апостолов Петра и Павла» (кукольный спектакль-сказка «Именинники»). Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники» Музыкальная игра «Каравай».

Тренинг «Снятие агрессивности».

17.07.

Беседа о традиционной кухне в православные праздники и посты.

Тренинг «Снятие агрессивности».

24.07.

Беседа на тему «Летние праздники».

Тренинг «Снятие агрессивности».

31.07.

Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Мои впечатления, праздники». Чтение художественных произведений для детей.

Тренинг «Снятие агрессивности».

Август 2016

07.08.

Редколлегия: Организация выставки детских работ «Праздники».

Тренинг профилактика девиантного поведения.

14.08.

Занятие «Яблочный Спас» (Преображение Господне). Кукольный спектакль-сказка «Лукошко яблок».

Тренинг профилактика девиантного поведения.

21.08.

Оформление фотоальбома «Лето Господне» (совместно с родителями).

Тренинг профилактика девиантного поведения.

28.08.

Тренинг профилактика девиантного поведения (итоговая диагностика).

Методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 г.).


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
  1. Аристова В. «История искусства для детей. Икона». М. «Росмэн, 2002 г.
  2. Гребеньков В.Я. «Программа для детских садов, общеобразовательных воскресных православных школ средних профессиональных и специальных учебных заведений», 2002 г.
  3. Давыдова Н.В. «Православный Букварь». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002 г.
  4. Демидов Ф.Т. «Церковнославянская грамота». С.-Петербург, 1998 г.
  5. Дурова Н.В. «Очень важный разговор». М. «Мозаика — Синтез», 2000 г.
  6. Левчук Д.Г. «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России». ЧМ. «Планета 200», 2003 г.
  7. Маханько Д., Дворнякова О. «Воскресная школа», изд. М.: «Благо», 2004 г.
  8. Никандров С.Ф. «Православная культура». М. «Покров», 2003 г.
  9. Обухова Л.Ф. Программа дошкольного образования «Истоки».
  10. Орлова Н. «Азбука для православных детей» М. «Издание Сретенского монастыря», 2002 г.
  11. Овсянников С. «Библия в пересказе для детей». «Российское библейское общество», 1997 г.
  12. о. Владимир «Азбука православного воспитания». Ж. «Аксиос», 2002 г.
  13. Потаповская О.Ж «Педагогическое сопровождение семьи». М. «Планета 200», 2003 г.
  14. Понкин Ж.В. «Правовые основы преподавания православной культуры». М. «Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца», 2003 г.
  15. Ростунова С.А. «О необходимости церковных обрядов». М. «Центр Благо», 2000 г.
  16. Сахипова З.Т. «Читаем детям». С.-Петербург, «Просвещение», 1991 г.
  17. Симогаев Ф.Е. «Православная культура». М. «Покров», 2003 г.
  18. Силантьева О. В. «Основы православного мировоззрения». М. «Планета», 2003 г.
  19. Снесорева С. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых, чудотворных икон». Ярославль, «Верхняя Волга», 2003 г.
  20. Скороходова Н.Ф. «С праздником Рождества». РНО «Салювар», 1990 г.
  21. Селишка С.И. «Уроки добра». М. «Яркти», 2002 г.
  22. .Тихомиров Ф.Н. «Букварь с рассказами из священной истории». М. «Мартин», 2000 г.
  23. Харитонова О.X. «Основы православной культуры». М. «Покров», 2000 г.
  24. Интернет-ресурсы.

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(духовно-нравственное воспитание детей)

  1. Что вы считаете главной целью духовно-нравственного развития ребенка?
  • развитие общего интеллекта;
  • культуру поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • приобщение к культурным национальным традициям;
  • другое (напишите)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваше личное отношение к вопросам веры?
  • соблюдаете религиозные традиции;
  • верите в сверхъестественные силы;
  • являетесь убежденными атеистами;
  • нет четкой позиции;
  • другое (напишите)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Согласны ли вы с утверждением, что в России наблюдается рост правонарушений и преступности? _______________________________________________________________
  2. Согласны ли вы, что в условиях продолжающегося обострения социально-экономических и нравственных проблем только традиционные религиозные, исторические и национально-культурные ценности народа могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
  3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок познакомился с основами православной культуры, духовно-нравственными ценностями? __________________________________ _______________________________________________________________________________
  4. Как вы думаете, для чего нужно детям изучать основы православной культуры? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
  5. Во что вы верите? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Что нужно человеку, чтобы быть счастливым? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата _________________ Подпись_____________

Приложение 2

ДИАГНОСТИКА (первичная)

Критерии сформированности духовно-нравственного развития детей 9-13 лет

Ф.И.О., дата рождения ребенка ________________________________________________________

п/п

Критерий

Формулировка

Баллы

(от 1 до 3)

1.

Физическое развитие

Способный физически защитить слабых, помогать взрослым и детям с ослабленным здоровьем.

 

2.

Любознательность, активность

Проявляет интерес к народным и православным традициям, духовным ценностям, православному храму, православным святым, событиям православных праздников, интересуется новым, задает вопросы.

 

3.

Эмоциональная отзывчивость

Сочувствует, сопереживает, откликается на добрые поступки людей, эмоционально реагирует на произведения православного искусства, мир природы, проявляет любовь к людям, желание порадовать близких, видит в людях доброе.

 

4.

Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Помнит добро, прощает обиды, уважает других, подражает хорошим поступкам, владеет правилами приличия, благодарит людей за заботу.

 

5.

Способность управлять своим поведением

Скромный, сдержанный в поступках, соблюдает правила поведения в общественных местах, умеет оценить свое поведение, действует по христианским заповедям, видит свои недостатки и достоинства, умеет просить прощение.

 

6.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Различает добро и зло, плохие и хорошие поступки, полезен в делах другим, отзывчивый на просьбы окружающих, может применять самостоятельно усвоенные знания по православной культуре и решать возникающие проблемы.

 

7.

Сформированность представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Понимает свою принадлежность к православию, знает о распределении семейных обязанностей в православной семье, православных традициях семьи и государства.

 

8.

Владение необходимыми умениями и навыками

Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

9.

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

Послушен, терпелив, трудолюбив, добр, заботлив, честен.

 

Приложение 3

ДИАГНОСТИКА (промежуточная)

Критерии сформированности духовно-нравственного развития детей 9-13 лет

Ф.И.О., дата рождения ребенка ________________________________________________________

п/п

Критерий

Формулировка

Баллы

(от 1 до 3)

1.

Физическое развитие

Способный физически защитить слабых, помогать взрослым и детям с ослабленным здоровьем.

 

2.

Любознательность, активность

Проявляет интерес к народным и православным традициям, духовным ценностям, православному храму, православным святым, событиям православных праздников, интересуется новым, задает вопросы.

 

3.

Эмоциональная отзывчивость

Сочувствует, сопереживает, откликается на добрые поступки людей, эмоционально реагирует на произведения православного искусства, мир природы, проявляет любовь к людям, желание порадовать близких, видит в людях доброе.

 

4.

Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Помнит добро, прощает обиды, уважает других, подражает хорошим поступкам, владеет правилами приличия, благодарит людей за заботу.

 

5.

Способность управлять своим поведением

Скромный, сдержанный в поступках, соблюдает правила поведения в общественных местах, умеет оценить свое поведение, действует по христианским заповедям, видит свои недостатки и достоинства, умеет просить прощение.

 

6.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Различает добро и зло, плохие и хорошие поступки, полезен в делах другим, отзывчивый на просьбы окружающих, может применять самостоятельно усвоенные знания по православной культуре и решать возникающие проблемы.

 

7.

Сформированность представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Понимает свою принадлежность к православию, знает о распределении семейных обязанностей в православной семье, православных традициях семьи и государства.

 

8.

Владение необходимыми умениями и навыками

Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

9.

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

Послушен, терпелив, трудолюбив, добр, заботлив, честен.

 

Приложение 4

ДИАГНОСТИКА (итоговая)

Критерии сформированности духовно-нравственного развития детей 9-13 лет

Ф.И.О., дата рождения ребенка ________________________________________________________

п/п

Критерий

Формулировка

Баллы

(от 1 до 3)

1.

Познавательное развитие и осведомленность в вопросах Православной духовной культуры

Имеет богатый запас знаний по данной тематике, имеет представление о рукотворном и нерукотворном мире, знаком с культурой быта в библейские времена, задает вопросы, устанавливает причинно-следственные связи, может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре, конструировании и других видах деятельности.

 

2.

Коммуникативное развитие.

Уровень сплоченности коллектива

Вступает в общение с взрослыми, активно взаимодействует с детьми; регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил; говорит распространенными предложениями, составляет связный рассказ с опорой на сюжетную картину и без таковой, поддерживает диалог, умеет привлечь внимание своей речью.

Социометрия (А. Морено)

 

3.

Нравственное развитие.

Сформированность основных нравственных качеств

Общается с ровесниками и взрослыми с позиции уважения, взаимопонимания, проявляет миролюбие, милосердие, патриотизм, эмоционально откликается на радость и горе других людей, готов прийти на помощь. Методика М.И.Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

 

4.

Развитие творческих способностей

Создает индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, форма, композиция, ритм и т. д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации, драматической деятельности; уверенно владеет техническими навыками и умениями. Эмоционально воспринимает музыку; правильно определяет ее настроение, может рассказать о том, что он представил во время прослушивания музыкального произведения.

 

5.

Удовлетворенность различными сторонами жизни коллектива.

Методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 г.)

 

6.

Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в коллективе.

Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (адаптированная).

 
Количество просмотров: 475
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

Апрель2017

109343,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин