> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Программа «Автофильм, как антикризис» создание авторских социальных роликов, с целью профилактики кризисных состояний у подростков

Программа «Автофильм, как антикризис»  создание авторских социальных роликов,

с целью профилактики кризисных состояний у подростков

 Характеристика проблемы, актуальность реализации программы

      Кризис возникает на жизненном пути каждого человека, вне зависимости от его желания, или нежелания. При этом кардинально изменяется вся жизнь человека. На всех уровнях: смыслообразующем, познавательном, эмоциональном и поведенческом. Кризис – это всегда выбор, между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида. Ситуации, приводящие к определённому кризисному состоянию, традиционно подразделяются на:

  • стрессовые события (травмы, катастрофы, потеря близких и т.п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций;
  • переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы);
  • переход на новый этап индивидуализации.

     Личностный кризис – это психологическое состояние личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров ( ценностей, базовой мотивации, моделей поведения) и возникающее, в результате препятствий, в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическом и психосоматическим расстройствам. Любой личностный кризис ( в том числе и кризис, возникший вследствии травмы) является поворотным пунктом в развитии личности. При этом в зависимости от влияния стрессовой ситуации и возможностей ребёнка. Пережить личностный кризис можно конструктивно, или наоборот, что приводит к дезадаптации личности.

     Около 85% детей, поступающих в центр « Елена», как правило, находятся в разной степени выраженности кризисного состояния. И у всех несовершеннолетних, данное состояние, проявляется по-разному, ка в в виде тревожности. Напряжённости и длительной фрустации потребностей, так и внутриличностными и межличностными (детско-родительскими, внутрисемейными) конфликтами и всеми вытекающими из них последствиями (низкая самооценка, трудности в общении, снижение мотивации и т.д.).

     В целях оказания психологической помощи несовершеннолетним, в кризисных состояниях, была разработана программа «Автофильм, как антикризис», в основу которой, положен ряд практических целей и задач.

     Посредством данной программы, отражающей   метод практической помощи в кризисных состояниях и предупреждающей такие формы дезадаптации, как: девиантное поведение, употребление ПАВ, асоциальное поведение, специалисты центра социального обслуживания населения «Елена», могут помочь детям и подросткам, конструктивно пережить кризисные состояния.

     Создание авторских социальных роликов — это творческий процесс самопознания, вслед за которым, возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий и средство развития личности, позволяющее безопасно (без последствий), наращивать практический опыт в решении своих проблем. Социальный ролик – это короткий видео, или аудио сюжет, направленный на изменение мышления и/или поведения. Предметом ролика, является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Социальный ролик, является тем средством, которое заставляет обратить внимание на проблемы, помогает изменить настрой подростков и их отношение к проблемам. Данный метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент, для самопознания и личностного роста. Сам видеоролик, является тем «полотном», на которое, не только сам автор (авторы), но и зрители (сверстники) могут спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства, перенести содержание внутреннего мира вовне, то есть увидеть на экране то, что происходит в собственной жизни. Такая проекция своих забот, или психологических затруднений, облегчает работу над ними. «Отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран, уже само по себе, оказывает полезное действие, помогая подростку увидеть себя, как бы, со стороны и выбрать такого персонажа, который ему наиболее близок, в настоящий момент, по характеру, способам поведения решаемой ситуации, психологической проблеме. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения, становятся, как бы общими, появляется возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни. Видеоролик, не только помогает актуализировать скрытые проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворяет различные потребности личности.                 

     Актуальность применения программы в профилактике кризисных состояний, девиантного поведения и употребления ПАВ, а привлечение подростков к работе с аппаратурой, с новыми компьютерными программами, вызывает интерес и способствует развитию у них хобби.

     Преимущество программы «Автофильм, как антикризис», заключается в осознании, подростками, проблем и возможных причин их возникновения, а также, определении внутренних ресурсов, для личностного развития и преодоления трудной ситуации, посредством создания авторского мини-фильма.

     В рамках этой программы, несовершеннолетние, проходящие реабилитацию в центре и создавшие свои социальные ролики, по актуальным темам, смогут участвовать в различных конкурсах короткометражных фильмов и социально значимых роликов.

Основная цель программы

    Формирование адаптивных, познавательных, эмоциональных и поведенческих стратегий, способствующих позитивному принятию себя несовершеннолетними и позволяющих эффективно преодолевать кризисные состояния и ситуации.                                                                                

                                       Основные задачи программы

  1. Создать условия для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе.
  2. Улучшить эмоциональное состояние ребенка
  3. Формировать позитивно-адекватную самооценку.
  4. Активизировать творческую активность, посредством создания авторских социальных роликов.

Анализ практического опыта

     История социальных роликов началась в начале XX века в США. Основателем метода считается, психотерапевт из Великобритании, Берни Вудер.

     В России, одним из первых, отечественных опытов, в этом направлении, стала организация конкурса социальных роликов, среди школьников, на базе компьютерного центра технического творчества детей московского района г. Санкт-Петербурга, в 2005 году.

     В ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский», метод создания авторских социальных роликов, применяется с 2012 года. За время использования данного метода, несовершеннолетними, было создано 18 социальных роликов, по различным актуальным темам: «Улыбка», «Жизнь прекрасна!», «Дождик», «Раз окошко», «Давайте дружить», «В семье, главное понимание», «Жизнь в масштабе», «Каким может быть человек», «Лень», «Мы, разные», «Мой выбор», «Просто жизнь», «Острова творчества», «Счастливая семья» «Каникулы в «Елене», «Песочная игра без границ», «Мы вместе!»,

     Посредством создания авторских социальных роликов, у подростков, активизировался процесс личностного роста, произошло формирование позитивно-адекватной самооценки, осознание своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Также, наблюдается положительная динамика, в умении управлять своими эмоциями и поведением, выражать свое настроение адекватным способом и развитие навыков использования активных поведенческих стратегий, при преодолении жизненных трудностей и предупреждении развития девиантного поведения.                                                                                          

     С целью формирования и утверждения среди несовершеннолетних, находящихся в СОП и ТЖС, социально значимых перспектив и жизненных ценностей, а также, укрепления в обществе ценностей семьи, позитивного воспитания детей и определяющей роли семьи в воспитании, несовершеннолетними воспитанниками центра, был создан видеоролик, посредством песочной анимации: «История одной семьи». Создание данного ролика, способствовало расширению социального окружения несовершеннолетних ТЖС и СОП и развитию творческих способностей.

Нормативно — правовые акты

    Основные законодательные и нормативно-правовые акты, которыми руководствуемся, при реализации данной программы:

— Конвенция о правах ребёнка. Постановление Правительства РФ от 13.02.1998 N 180 «О принятии Российской Федерацией поправки к пункту 2 статьи 43 Конвенции о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года»

— Конституция Российской Федерации

— Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

— Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

— «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

— Федеральный закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

— Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12. 2006 № 1760-р

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

— ЗАО 40 от 05.04.2010 (ред. от 28.02.2011) «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ямало– Ненецкого автономного округа 24.03.2010).

Критерии оценки и показатели эффективности программы

      Оценка программы «Автофильм, как антикризис», посредством создания авторских социальных роликов, осуществляется по количественному и качественному анализу достижения поставленных целей.

Оценка количественной эффективности реализации программы «Автофильм, как антикризис»:

   -по количественному вовлечению несовершеннолетних, принявших участие в создании социальных роликов, по актуальным темам;

— по количеству социальных роликов, созданных несовершеннолетними воспитанниками центра;

— информационная поддержка СМИ.

      Оценкой качественной эффективности реализации программы, служат следующие показатели:

-снижение уровня тревожности, эмоциональной напряжённости у несовершеннолетних;

-формирование позитивно-адекватной самооценки;

-активизация процесса личностного роста;

— умение управлять эмоциями, выражать настроение адекватным способом.

Достигнутые и планируемые результаты программы

«Автофильм, как антикризис»

№ п/п

Наименование

Кол-во 

достигнутое

к октябрю 2015г.

Планируемое

кол-во в 2016 году

1

Количество несовершеннолетних, принявших участие в создании социальных роликов, по актуальным темам

               35

              +  7

2

Количество социальных роликов, созданных несовершеннолетними воспитанниками центра

               18

               +  5

3

Информационная поддержка СМИ (трансляции на ТВ, ГТРК «Вектор»

               16

                +3

       В рамках реализации программы «Автофильм, как антикризис», до октября 2015 года, было создано 18 социальных роликов. К этой деятельности было привлечено 35 человек, из числа воспитанников стационарного отделения, отделения дневного пребывания и отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями (имеющими ограничения только в физическом развитии), проходящих курс социальной реабилитации в центре «Елена. Презентация 6-ти авторских социальных роликов, созданных воспитанниками, состоялась на городском семинаре «Ступени роста», для участников и гостей. В эфире ГТРК «Вектор», с 15.11 по 4.12.2012г. пять социальных роликов, созданных при участии воспитанников центра: «Давайте дружить!», Жизнь прекрасна!», «Моя семья», «Просто жизнь», «Мой выбор», транслировались 16 раз.

  1. Качественная оценка программы

     С целью отслеживания динамических изменений, до начала и после окончания работы, над созданием видеороликов, проводится психологическая диагностика подростков, с целью отслеживания динамических изменений, с использованием стандартизированных диагностических методик.  Диагностика показала следующие результаты:

Наименование показателя

 

Первичная диагностика

Заключительная диагностика

Результативность

(%, кол-во человек)

1.Уровень тревожности, эмоциональной напряжённости

в/у -34%, к-во чел- 12

в/с- 37 %, к-во чел- 13

с/у — 28%, к-во чел — 10

с/у –28%, к-во чел.-10

н/у-71%,к-во чел. —   25

— 25 чел. (Положительная динамика, снижение уровня тревожности с в/у, до с/у и н/у).

2. Формирование позитивно-адекватной самооценки;

в/с — 8 %, к-во чел-3

с/у — 25%, к-во чел- 9

н/с- 22%, к-во чел- 8

н/у -42%, к-во чел- 15

в/ у — 51%, к-во чел. -18

в/с-48%, к-во чел — 17

+23чел. (Положительная динамика: повышение самооценки с н/у и н/с, до в/у и в/с )

3. Активизация процесса личностного роста;

в/с- 6%, к-во чел- 2

с/у-20 %, к-во чел- 7

н/с- 40%, к-во чел- 14

н/у-34%, к-во чел- 12

в/у– 60%, к-во чел. – 21

в/с-40%, к-во чел. — 14

 

+26чел.

(Положительная динамика: повышение уровня с н/с и н/у, до в/у и в/с).

4. Умение управлять эмоциями, выражать настроение адекватным способом.

в/с- 8%, к-во чел- 3

с/у -20 %, к-во чел- 7

н/с — 40%, к-во чел- 14

н/у — 31%, к-во чел- 11

в/у-37%, к-во чел. — 13

в/с –51%, к-во чел. – 18

с/у — 11%, к-во чел. – 4

+25чел. (Положительная динамика: повышение уровня, с н/у и н/с).

в/у – высокий уровень

в/с – выше среднего уровень

с/у – средний уровень

н/с –ниже среднего уровень

н/у- низкий уровень

      У воспитанников, занимающихся по программе, снизилась тревожность, эмоциональная напряжённость, сформировалась позитивно-адекватная самооценка, активизировался процесс личностного роста, умение управлять своими эмоциями и выражать свое настроение адекватным способом.

     Данная программа, позволяет подросткам найти и в дальнейшем использовать, новый способ поведения, в той, или иной проблемной ситуации, определить внутренние ресурсы для личностного развития, посмотреть на проблему, с другой точки зрения, и разглядеть в своем состоянии, много положительных моментов, которые, ранее, он не замечал, посредством создания авторского мини-фильма.

     Создание авторских социальных роликов — это способ подавления равнодушия и привлечения внимания подростков, к социальным проблемам (наркомании, алкоголизму, преступности, загрязнению окружающей среды, к проблемам государства (возрождению патриотизма, благополучию семейных отношений).

Срок реализации программы: в ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский», технология создания социальных роликов, реализуется в течение 3-х лет.

Сведения о ресурсах: Административные ресурсы. Общее руководство программы осуществляет директор ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г.Губкинский» Э.Г. Попова

Кадровые ресурсы. Исполнителями программы являются педагог-психолог Руссу Е.Н., психолог Авдеева О.Л.

 Механизм реализации программы

 Программа реализуется по этапам:

Подготовительный этап включает в себя:

 1.Обозначение актуальной проблемы

  1. Разработка названия и приоритетных задач видеоролика
  2. Составление и обсуждение сценария видеоролика

Основной этап предполагает:

1.Тематические арт-терапевтические групповые и индивидуальные занятия.

  1. Изготовление персонажей и фона для каждого кадра.
  2. Раскадровка будущего ролика.

4.Фотосъемка необходимых кадров, используя метод наложения и перекладки.

  1. Обучение работе в программе Киностудия Windows Live
  2. Монтаж видеоролика: подбор музыки, спецэффектов, при смене кадров, корректировка слов, озвучивание

Заключительный этап:

  1. Коллективная презентация созданных авторских видеороликов и их обсуждение.

В рамках данной программы, до октября 2015 года, созданы 18 автофильмов, по актуальным и социально значимым темам:

№ п/п

Наименование автофильма, его социальная направленность

Кол-во несовершеннолетних принявших участие в мероприятиях

Содержание мероприятия

1

 «Жизнь прекрасна!», «Давайте дружить», «Жизнь в масштабе», «Каким может быть человек», «Лень», «Мы, разные», «Мой выбор», «Просто жизнь».

Активизация процесса личностного роста и формирование позитивно-адекватной самооценки.

8

Разработка названий, сценариев, проведение фотосъемки необходимых кадров, используя метод наложения и перекладки, отбор отснятого видеоматериала и монтаж авторских социальных роликов.

2

«История одной семьи», «Счастливая семья», «В семье, главное понимание»

Укрепление в обществе ценностей семьи и определяющей роли семьи в воспитании детей

            7

 Проведение фото и видео съёмки, подбор музыки, спецэффектов, при смене кадров, озвучивание, монтаж видеороликов.

3

«Песочная игра без границ», «Мы вместе!»

Автофильмы о применении в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями метода песочной терапии и элементов песочной анимации

             3

Воспитанники отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями (имеющими ограничения, только в физическом развитии) участвовали в отборе видеоматериала, подборе музыки и монтаже видеоролика.

4

«Улыбка», «Дождик», «Раз окошко»,

Осознание своих внутренних переживаний, с последующим эмоциональным отреагированием

              8

 Определение актуальной темы, разработка названия, проведение фото и видео съёмки, подбор музыки, спецэффектов и монтаж автофильмов.

 

«Острова творчества», «Каникулы в «Елене»,

Расширение позитивного влияния на детей «группы риска», активизация творческих способностей.

            9

Проведение фото и видео съёмки, подбор музыки, спецэффектов, при смене кадров, озвучивание, монтаж видеороликов.

     Применение данной программы и непосредственное участие подростков, в создании социальных видеороликов, оказывает на них благотворное влияние, которое, впоследствии, сказывается на формировании моральных ценностей, мировоззрении и восприятии мира.                      

Перспективный план программы

«Автофильм, как антикризис» на 2016 -2017 годы

№ п/п

Наименование социального проекта

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

1.

Создание авторских социальных роликов, по выбранным воспитанниками, актуальным темам

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий, с обсуждением тем и последующим ходом работы, над созданием роликов.

Психологи и воспитанники центра

2.

Участие несовершеннолетних воспитанников центра в создании социального ролика.

Реализация программы социально-психологической помощи пожилым и людям с ограниченными возможностями «Второе рождение»

 Отбор фото и видеоматериала, из тренинговых занятий, по программе «Второе рождение», проводимых с людьми пожилого возраста и совершеннолетними инвалидами.

Подбор музыки, спецэффектов к ролику и помощь при монтаже.

Психологи и воспитанники центра

3.

Мастер-класс, с вновь поступившими воспитанниками, в ГБУ ЯНАО «Центр «Елена», желающими обучиться технологии создания авторских социальных видеороликов

Организация и проведение мастер-классов, с целью обучения несовершеннолетних технологии создания социальных видеороликов.

Психологи центра

4.

Создание видеоролика о спортивных мероприятиях, проводимых в центре

Проведение фото и видеосъёмки спортивных мероприятий, с участием несовершеннолетних воспитанников стационарного отделения, дневного пребывания и отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями и создание видеоролика.

 

Психологи и воспитанники центра

4.

Презентации и обсуждение созданных авторских социальных роликов

Организация и проведение презентаций, созданных воспитанниками социальных роликов, поздравление победителей и вручение подарков, изготовленных руками воспитанников.

Психологи и другие специалисты центра

 Результаты и дальнейшее развитие программы

       Применение программы «Автофильм, как антикризис», в реабилитационной работе с воспитанниками стационарного отделения, отделения дневного пребывания и отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, (имеющими ограничения только в физическом развитии), способствовало улучшению эмоционального состояния у участников, созданию условий для доброжелательных отношений и активного участия в работе. Также, способствовало формированию позитивно-адекватной самооценки и активизации творческих способностей.  Всего, за время реализации данной программы, в создании социальных роликов, приняли участие 35 человек, из числа несовершеннолетних воспитанников центра «Елена», в возрасте от 9 до 14 лет.  Подростками было создано 18 авторских социальных роликов.

       Создание роликов трудоемкий и долговременный процесс. Поэтому, время создания каждого ролика и вовлечение в него воспитанников, всегда индивидуально. Тематика роликов выбирается детьми, или предлагается психологом, на основе актуальности состояний и скрытых потребностей несовершеннолетних. Занятия проводятся индивидуально, или малыми группами. Форма занятия определяется специфическими задачами работы и её продолжительностью, а также, особенностями конкретного ребёнка. Видеоролики создаются самостоятельно, или с помощью психолога. При обсуждении содержания, особое внимание, уделяется анализу поведения и мотивам поступков персонажей, анализируются мысли, идеи, которые возникли у участников, во время подбора кадров — это вселяет уверенность и помогает продолжить работу над роликом.

      У данной программы нет противопоказаний, она доступна всем и помогает обрести жизненный опыт, на примере героев ролика, а сюжет, направляет подростка на переосмысливание своей жизни, своего внутреннего мира и расширяет мировоззрение.

Финансовые ресурсы

      Для реализации программы «Автофильм, как антиризис», в центре «Елена», используется оборудование, приобретённое за счёт:

— бюджетных средств учреждения.

— за счёт средств гранта ООО «Газпром добыча Ноябрьск», по программе «Блестящее будущее». Общая стоимость оборудования – 90 тысяч рублей;

— за счёт средств гранта окружного конкурса инновационных методик и технологий социальной работы, среди социальных служб, в номинации «Лучшая методика и технология социальной работы, применяемая учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; за социальный проект «Второе рождение». Общая стоимость – 500 тысяч рублей.

     Для реализации программы было использовано следующее оборудование:

фотоаппарат, видеокамера, штатив, телевизор, ноутбук с программой Киностудия Windows Live, стол, стулья.

 Возможность внедрения в работу программы «Автофильм, как антикризис»

       Программу, возможно, реализовать в любых центрах социального обслуживания населения, вследствие её универсальности, эффективности, на основе достигнутых показателей и отсутствии противопоказаний.

 

Психолог ГБУ ЯНАО «Центр «Елена»

в МО г.Губкинский»   Авдеева О.Л.       

Количество просмотров: 287
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

Май2017

105414,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин