> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Описание социальной технологии «УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ»

Описание социальной технологии

«УЧАСТКОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ»

 

№ п/п

Раздел

Описание

1.       

Характеристика проблемы, актуальность реализации социальной технологии

     Семья – автономное и достаточно закрытое образование.  Семейное неблагополучие часто может оказаться скрытым от посторонних глаз, во всяком случае, в начальной стадии, когда взрослые члены семьи рассчитывают своими силами справиться с ситуацией, руководствуясь  стремлением «не выносить сор из избы», не посвящать в свои проблемы не только посторонних, но даже и родственников. Однако возникший в семье кризис может принять затяжной характер. В результате,  даже если семья обращается за помощью, это происходит с большим опозданием. А в большинстве случаев, несмотря на выраженную ситуацию неблагополучия, вызванную пьянством или др. асоциальными причинами, взрослые члены семьи не только не обращаются за помощью, но и крайне негативно относятся к попыткам официальных структур воздействовать на их поведение.

     Основной объем общественной потребности в социальном обслуживании формируют граждане, которых можно отнести к группам социального риска (неполные, многодетные, асоциальные, малообеспеченные семьи и др.).

     Расширение групп социального риска, качественное усложнение жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются жители города, определили необходимость пересмотра традиционного подхода к социальному обслуживанию:

-перехода от заявительного принципа предоставления помощи к выявительному;

-формирование системы ранней профилактики возникновения трудных жизненных ситуаций;

-организация социального обслуживания гражданина как динамического процесса его социальной реабилитации, ориентированного на положительный результат в изменении социального статуса клиента, на активизацию собственного потенциала человека при решении имеющихся проблем.

     Важной вехой в решении данных задач стало внедрение на базе отделения помощи семье и детям МКУ СРЦН «Садко» инновационной технологии по типу деятельности участковой социальной службы по работе с семьей и детьми (далее – технология). Данная технология была внедрена как пилотный проект в рамках реализации региональной программы  «Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009-2010 годы «Дорога домой».

     Участковая социальная служба обладает возможностями, которые позволяют ей выступать посредником между семьёй и обществом в оказании необходимой помощи. Работа службы, возлагающей на себя в этом случае более широкие и специфические функции, чем обычная квалифицированная и в основном разовая или периодическая помощь, оказываемая родителям и детям, расширяет масштабы, возможности и содержание социального обслуживания семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

     Мероприятия, реализуемые в рамках данной технологии, вошли в социальный проект «Я – родитель!», который по результатам участия Центра в конкурсном отборе инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, направленных на повышение качества социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации,отобран для финансовой поддержки Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Объем финансирования Проекта за счет денежных средств (гранта) Фонда определен в сумме 1 372 515 руб.

2.       

Цель, задачи, концептуальный подход, основное содержание, этапы и сроки реализации 

Цель: снижение уровня социального неблагополучия семей «группы риска», имеющих несовершеннолетних детей, посредством максимального приближения социальной помощи к месту проживания семей.

Задачи:

-анализ социальной обстановки на территории города;

-проведение работы по профилактике и своевременному выявлению социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан;

-организация комплексной работы специалистов Центра: психологов, юристов, специалистов по социальной работе и пр. в решении социальных проблем семей, отдельных категорий граждан;

-организация взаимодействия и координация работы специалистов других ведомств, привлеченных к разрешению проблем семьи «группы риска»;

-выявление и персонифицированный учет семей «группы риска» (по результатам исследований подведомственной территории, по данным, полученным от учреждений здравоохранения, образования и прочих);

-проведение социального мониторинга проблемных, неблагополучных семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из числа состоящих на персональном учете;

-участие в разработке и реализация мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;

-осуществление контроля за эффективностью деятельности по преодолению социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.

Основное содержание, концептуальный подход, этапы, сроки реализации технологии

     Организация деятельности участковой социальной службы обусловлена увеличением семей, в которых снижена способность к осуществлению основных функций жизнеобеспечения и осуществляется с соблюдением следующих принципов:

-территориальный: деятельность службы осуществляется в границах определённого участка;

-межведомственный: к работе службы подключаются специалисты из учреждений различной ведомственной принадлежности;

-договорной: специалисты учреждений различной ведомственной принадлежности включаются в деятельность службы на основании договора о сотрудничестве;

-распределения сфер компетенции и мер ответственности: каждый специалист службы выполняет определённые обязанности и отвечает за их исполнение в пределах своей профессиональной компетенции.

     В организации деятельности участковой социальной службы использована модель разделения территории города на 9 социальных участков по административно-территориальному принципу. Разделение на участки обеспечивает высокую степень концентрации информациио социальном неблагополучии, оперативность предоставления мер социальных услуг, у специалиста, обслуживающего определенный участок.

     Уникальность такой формы организации социальной работы заключается в максимальном приближении сферы социального обслуживания к  населению, обслуживание клиента на его территории, что обеспечивает:

-установление максимально эффективного взаимодействия с субъектами профилактики, с общественными и социально-ориентированными некоммерческими организациями, предприятиями, функционирующими на данной территории;

-высокую степень концентрации информации об инфраструктуре и социальном неблагополучии на данном участке;

-выявление детей и семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся  в социальной поддержке на ранних стадиях неблагополучия;

-оперативность предоставления социальных услуг.

     Реализуют данную технологию 9специалистов по социальной работе, используя командные формы работы, совместно с психологом, юристом, социальным педагогом ГКУ ЯНАО «СРЦН «Садко» в МО г. Новый Уренгой» (далее-Центр). В зависимости от ситуации в команду привлекаются специалисты субъектов профилактики, расположенных на обслуживаемой территории. 

     Центром в рамках социального партнерства в целях профилактики правонарушений и безнадзорности  традиционно осуществляется взаимодействие более чем с 20 учреждениями и организациями, среди которых:

-образовательные организации, в том числе дополнительного образования;

-ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новый Уренгой (отдел участковых уполномоченных полиции и делам несовершеннолетних);

-культуры и спорта;

-медицинские учреждения;

-КДНиЗП;

-некоммерческие и общественные организации, способствующие формированию семейных ценностей, здорового образа жизни, антинаркотической пропаганде, эстетическому, патриотическому воспитанию.

     Взаимодействие осуществляется на основе заключенных договоров (соглашений) с учреждениями, расположенными на участке, а также с субъектами системы профилактики, осуществляющими мероприятия по реализации деятельности в интересах семьи и детей, по преодолению социального неблагополучия семей, включающих в себя условия, формы, содержание и сроки взаимодействия.

     При активном участии участковых специалистов по социальной работе в устойчиво проблемных семьях и в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется самоорганизация этих семей с привлечением специальных усилий, стимулирования, мотивирования, оказания содействия в предоставлении социальных услуг:

-социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

-социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

-социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;

-социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

-социально-правовых  услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

-услуг в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

-срочных социальных услуг, направленных на оказание содействия в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, экстренной психологической помощис привлечением психологов и священнослужителей.

В рамках деятельности участковой социальной службы можно выделить ведущие формы работы:

-социальный патронаж— систематическое сопровождение семьи для своевременного выявления степени

их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социальной помощи;

-консультация, целью которой является оказание помощи семье, отдельным категориям граждан в

систематизации и объективной оценке стоящих перед ними проблем, в ознакомлении с различными стратегиями их решения, в расширении социальных возможностей, в актуализации внутренних ресурсов;

-содействие в оказании социальной помощи семье, отдельным категориям граждан, оказавшимся в

трудной жизненной ситуации, целью которого является самостоятельное изменение семьей, отдельными категориями граждан сложившейся трудной жизненной ситуации на основе оказанной социальной помощи,

а также:

-межведомственные рейды;

— сетевые встречи по методу «Сеть социальных контактов»;

-консилиумы;

-клубная работа;

-тематические «круглые столы»;

-индивидуальные и тематические консультации, беседы;

-социальные десанты  «Эстафета добра»;

-праздничные мероприятия;

-спонсорская и благотворительная помощь;

-дни открытых дверей и др. праздничные мероприятия;

-тренинги,  деловые игры;

-информирование (наглядная пропаганда, размещение информации на официальном интернет-сайте, выпуск информационных листов, распространение памяток, буклетов  и т.д.).

 

Работа участковой социальной службы строится в соответствии со следующими этапами:

I этап — организационно-диагностический:

-сбор первичной информации о клиенте, проверка достоверности информации, ее фиксация;

-первичная диагностика проблем семьи, выявление внутреннего потенциала семьи, сбор дополнительной информации, анализ социальных проблем, постановка социального диагноза.

II этап – реабилитационный:

-систематизация информации, участие в разработке индивидуальной программы предоставления социальных услуг,  выработка рекомендаций по организации социально-реабилитационных мероприятий с семьей, реализация плана мероприятий.

III этап – контрольно– аналитический:

-оценка эффективности комплексной реабилитации; коррекция индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

IV этап – заключительный (по результатам патронажной работы):

-подведение итогов постреабилитационной работы; предоставление рекомендаций семье о возможностях получения необходимой помощи в постреабилитационный период.

 

Технология реализуется с 26.05.2010– бессрочно.

3.       

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу технологии

-Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2009 «Об утверждении региональной программы «Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009-2010 годы «Дорога домой»;

-Постановление Правительства автономного округа от 12.08.2013 № 640-П «Об утверждении региональной программы «Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013-2015 годы «Лига помощи»;

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2013 № 611-П «Об утверждении методики формирования штатных расписанийгосударственных учреждений социального обслуживаниянаселения в Ямало-Ненецком автономном округес определением нормативов численности работников».

С целью организации деятельности участковой социальной службы приняты следующие внутренние нормативные документы:

-Приказ об открытии участковой социальной службы;

-Положение об участковой социальной службе;

-Должностные инструкции специалистов участковой социальной службы;

-График ежемесячных плановых патронажных выездов (выходов) в семьи.

            Важное место в деятельности специалиста участковой социальной службы занимает грамотное ведение профессиональной документации:

-социального паспорта участка;

-личного дела семьи, состоящей на патронаже/учёте;

-журналов:

-учета телефонных/личных обращений граждан;

-учёта семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-учёта семей, находящихся в социально опасном положении;

-патронажных выездов (совместных рейдов) в семьи;

-учета работы с семьёй специалиста по социальной работе;

-учета личных дел несовершеннолетних.

годового общего плана работы участковой социальной службы;

отчётов и анализов о ходе деятельности участковой социальной службы

4.       

Сведения о ресурсах (кадровых, финансовых, материально-технических) учреждения, применяемых для реализации социальной технологии

     Инновационная технология реализуется на базе структурного подразделения Центра — участковой социальной службы по работе с семьей и детьми.

Кадровые ресурсы:

     Реализацию технологии обеспечивает структурное подразделение Центра -участковая социальная служба по работе с семьей и детьми,в состав которой входят 1 заведующий, 8 специалистов.

Прошли курсы повышения квалификации по работе с семьей и детьми – 25 специалистов.

Финансовые ресурсы:

     Реализация технологии осуществляется за счет средств бюджета ЯНАО, в рамках финансированиярегиональной программы «Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013-2015 годы «Лига помощи», утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 12.08.2013 № 640-П,а также с привлечением спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.

Материально-технические ресурсы:

   В помещении Центра оборудованы 3 кабинета для специалистов, имеется транспорт, необходимое оборудование: оргтехника, мебель; созданы условия для приема посетителей

5.       

Механизм реализации технологии

Инновационная технология реализуется на базе структурного подразделения Центра:

-участковой социальной службы по работе с семьей и детьми.

К реализации технологии  привлекаются специалисты следующих структурных подразделений:

-приемного отделения;

-отделения социальной диагностики;

-медицинского обслуживания;

-стационарного отделения;

-семейно-воспитательной группы;

-отделения дневного пребывания;

-отделения социальной реабилитации детей — инвалидов;

-отделения социально-правовой помощи.

     Время работы специалистов с клиентами определено графиком работы Центра.

     Для эффективной реализации технологии сформирована необходимая материально-техническая база.

    В ходе реализации технологии специалисты взаимодействуют с заинтересованными организациями и учреждениями системы профилактики по вопросам работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации на основе заключенных соглашений о сотрудничестве.

Принципы реализации технологии

-опора на внутренний потенциал и ресурсы семьи; специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно, по принципу «Мы рядом с вами, но не вместо вас»;

-отношение к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, как к равноценному, равноправному партнеру;

-создание единого реабилитационного пространства для семьи через сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Основные группы, на которые ориентирована технология:

семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Методическое обеспечение реализации технологии:

повышение  методической грамотности специалистов в вопросах реализации технологии, оценка эффективности реализуемых мероприятий осуществляются в рамках деятельности методического совета, прохождения специалистами курсов повышения квалификации

6.       

Результаты реализации социальной технологии, их социальная и экономическая эффективность

     В рамках деятельности участковой социальной службы по работе с семьей и детьми в результате проведенной работы достигнуты следующие результаты:

-осуществлены патронажные выезды в семьи: 2012 год — 1061 выездов в 305  семей (в них  466  н/л); 2013 год — 1160 выездов в 319 семей (в них 521 н/л); 2014 год — 1045 выездов в 234  семьи (в них 314  н/л);

-оказана  помощь  в восстановлении(оформлении) документов, имеющих юридическое значение: 2012 год — 37 родителям, 74 н/л; 2013 год — 18 родителям, 52 н/л; 2014 год — 38 родителям,  85 н/л;

-оказано содействия  в трудоустройстве: 2012 год — трудоустроено 17 родителей,  6 н/л; 2013 год — трудоустроено 8 родителей,  12 н/л; 2014 год — трудоустроено11 родителей, 15 н/л;

-проведена профилактическая работа, направленная на формирование мотивации лечения от алкоголизма: 2012 год — с 28 родителями, из них 4 чел. прошли курс лечения в МУЗ ПНД;2013 год — с 25 родителями, из них 6 чел. прошли лечение в МУЗ ПНД; 2014 год — с 25 родителями, из них4 чел. прошли лечение в МУЗ ПНД;

-оказана помощь в оформлении несовершеннолетних в МДОУ: 2012 год — 10 н/л  посещают   МДОУ; 2013 год — 13 н/л посещают МДОУ; 2014 год — 6 н/л посещают образовательные учреждения;

-оказано содействие в сборе документов для оформления мер социальной поддержки: 2012 год — 30 семьям (в них 43 н/л); 2013 год — 13 семьям (в них 31 н/л); 2014 год — 21 семье (в них 33 н/л);

-оказано содействие в организации оздоровления несовершеннолетних: 2012 год — 38 н/л; 2013 год – 30 н/л; 2014 год – 33 н/л;

-оказана  помощь  в защите жилищных и имущественных прав: 2012 год – 22 н/л; 2013 год – 30 н/л; 2014 год – 42 н/л;

-оказана помощь в натуральном виде из благотворительного вещевого фонда, функционирующего при Центре: 2012 год – 84 семьям; 2013 год – 102 семьям; 2014 год – 132 семьям.

В 2014 году специалисты участковой социальной  службы:

-приняли участие  в 22 плановых межведомственных рейдах в 152 семьи, где проживают 273 н/л и 193 родителя; 

-осуществлено 566  взаимодействий со специалистами органов и учреждений системы профилактики (КДНиЗП, лечебно-профилактическими учреждениями, правоохранительными органами, отделом опеки и попечительства и другими органами и учреждениями Управления  образования);

-оказано 1753 консультации и  проведены профилактические беседы в  296  семьях по вопросам трудоустройства, занятости взрослых и  детей, профориентации, предоставления социальных  льгот и гарантий, оказания материальной помощи,  жилищного и трудового законодательства, а также по вопросам, связанным со здоровьем, алкогольными  проблемами   взрослых членов семьи и др.;

-распространены информационные буклеты, памятки с цельюслужбы   детского телефона  доверия,    профилактики жестокого обращения с детьми, с целью профилактики социальных вредностей и др. (всего – 1215 шт.,  481 семье, в них 815 н/л).

В рамках участковой социальной службы функционируют:

·         клуб для родителей «Шаг из круга»;

·         родительский клуб «Очаг, где согреваются сердца» по работе с замещающими семьями;

  • Клуб многодетных семей.

Клубная деятельность предоставляет возможность:

-привлечь внимание семьи, заинтересованной в своем  ребёнке;

-заинтересовать других родителей, создать родительскую мотивацию;

-содействовать преемственности  родительского опыта;

-обеспечить среду общения для тех, кто находится в изоляции;

— предоставить родителям информацию о возрастных особенностях ребёнке, семейных взаимоотношениях  и  т.д.;

-позволить родителям реализовать свой профессиональный опыт в период ухода за маленькими детьми;

-содействовать развитию детей;

-содействовать социализации детей и их родителей.

     Проведены  мероприятия  с  участием родителей и несовершеннолетних, в результате которых  реализованы следующие цели и задачи:

-пропаганда  семейных ценностей; укрепление внутрисемейных связей, воспитание  духовно-нравственных ценностей семьи  как основы воспитания детей, профилактика случаев жестокого обращения с детьми;

-информирование законных представителей несовершеннолетних о негативных последствиях употребления алкогольных и наркотических средств, ПАВ, мерах ответственности за данные правонарушения;

-формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, профилактика  негативных социальных явлений.

Количество семей, состоящих на профилактическом учете в Центре/проживающих в них н/летних в течение года

    Количество семей снятых с профилактического учета в Центре/проживающих в них н/летних: 2012 год — 20/27; 2013 год -24/46; 2014 год — 29/57.

     Количество семей снятых с профилактического учета в Центре в связи с улучшением социального положения/  проживающих в них н/летних: 2012 год — 6/7; 2013 год -14/27; 2014 год — 19/41

7.       

Затраты и перечень источников финансирования, используемых для реализации технологии

     Реализация технологии осуществляется за счет средств бюджета ЯНАО, в рамках финансирования региональной программы «Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013-2015 годы «Лига помощи», утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 12.08.2013 № 640-П, грантовых средств, а также с привлечением спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Работникам выплачивается компенсация согласно Постановления Правительства ЯНАО от 19 июля 2012г. № 539-П

 

И.о. директора

ГКУ ЯНАО «СРЦН «Садко» в МО г. Новый Уренгой»                                                                      У.Р. Вердиева

 

Количество просмотров: 1154
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

Май2017

105414,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин