> Социальное обслуживание граждан > Банк данных новых и эффективных социальных технологий, применяемых в организациях социального обслуживания > Технологии, применяемые при работе с несовершеннолетними и их семьями > Описание социальной технологии «ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»

Описание социальной технологии«ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО»

№ п/п

Раздел

Описание

1.       

Характеристика проблемы, актуальность реализации социальной технологии

     Семья – одна из необходимых и основных ступеней жизни человека. Именно в семье закладывается  фундамент полноценного развития личности, происходит становление человека и индивидуальности. От семьи во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества.

     Современная государственная социальная  политика направлена на  сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи.

     В случаях, когда семья переживает кризис (развод родителей, смена состава семьи, утрата работы, жилья и т.д.), снижается уровень и качество жизни, и семья из разряда благополучной переходит в разряд испытывающей трудности.

     Некоторые  семьи пытаются найти выход из создавшейся ситуации самостоятельно, другие же не могут  справиться с  проблемами, выпадают из нормального ритма жизни: снижается их социальная активность, родители начинают злоупотреблять алкоголем, чем усугубляют свое положение.  Следствием этого является потеря работы, безразличие к жизни собственных детей, отсутствие должного внимания и заботы по отношению к ним, что приводит к нарушению детско-родительских отношений и, как следствие, росту негативных тенденций. Статистические  данные, представленные различными источниками, свидетельствуют об остро стоящих проблемах жестокого обращения с детьми, детского суицида, детской проституции, росте детской беспризорности и безнадзорности, и в итоге — наличия социальных сирот при живых родителях.

     По  усредненным данным, за период деятельности учреждения  (2003-2014 годы) ежегодно в стационарном отделении ГКУ ЯНАО «СРЦН «Садко» в МО г. Новый Уренгой» (далее – Центр) проходят курс реабилитации около 90 несовершеннолетних, в отделении дневного пребывания – около 50 несовершеннолетних, около 50 семей  состоят на патронажном учете.

     Одной из основных причин помещения несовершеннолетних в Центр, постановки семьи на патронажный учет, наряду с ухудшением социально-экономического положения семей (отсутствие жилья, сложность в трудоустройстве и отсутствие постоянного источника дохода в связи с отсутствием регистрации в городе и алкоголизацией родителей), является нарушение детско-родительских отношений, низкий уровень родительской компетентности, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей.

     Помощь в решении этих проблем является особенно актуальной в сложный для семьи период и помогает предотвратить усугубление ситуации конфликта между родителями и детьми, повысить родительскую компетентность, воспитательный потенциал семьи.

     Анализ оснований для зачисления несовершеннолетних в отделениедневного пребывания Центра показывает, что 100% несовершеннолетних зачислены по заявлению родителей или законных представителей, что подтверждает осознание родителями семейных трудностей, признание ими результативности деятельности специалистов учреждения и дает возможность проводить профилактическую работу с семьями на ранних стадиях неблагополучия.

     В этой связи воспитательно-реабилитационная работа в условиях Центра указывает на необходимость не только создания условий для временного благополучного пребывания детей в условиях Центра и восстановления социального статуса детей, но и оказания содействия родителям в формировании и повышении ответственности в компетентности в воспитании детей.

     В настоящее время с появлением значительных изменений в социуме возникла необходимость изменения подходов в оказании помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В связи с этим в социальной работе все большую необходимость приобретает использование инновационных технологий, ориентированных на выработку новых средств решения проблемы, реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни.

     С 2011 года Центр ежегодно участвует в исполнении плана мероприятий  по развитию и укреплению института семьи с детьми в муниципальном образовании город Новый Уренгой, с 2012 года – городского плана мероприятий по повышению статуса отцовства, формированию «ответственного родительства». Данные мероприятия включены в план воспитательно-реабилитационной работы Центра и выстроены в единую систему.

     Мероприятия, реализуемые в рамках данной технологии,вошли в социальный проект «Я – родитель!», который по результатам участия Центра в конкурсном отборе инновационных социальных проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, направленных на повышение качества социальных услуг детям и семьям с детьми,находящимся в трудной жизненной ситуации,отобран для финансовой поддержки Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Объем финансирования Проекта за счет денежных средств (гранта) Фонда определен в сумме 1 372 515 руб.

2.       

Цель, задачи, концептуальный подход, основное содержание, этапы и сроки реализации 

Цель:

профилактика  семейного неблагополучия и социального сиротства детей.

Задачи:

-поддержка семьи, детей и их социального окружения на ранних стадиях семейного неблагополучия;

-формирование навыков ответственного отцовства и материнства через повышение воспитательной компетентности родителей;

-расширение спектра и повышение уровня доступности, качества и эффективности предоставляемых социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-развитие инновационных форм и технологий социальной работы, направленной на поддержку семьи, детей и их социального окружения на ранних стадиях возникновения проблем;

-поддержка добровольческого движения, направленного на оказание помощи нуждающимся в социальной поддержке семьям с детьми;

-широкое распространение информации об успешных проектах по формированию  навыков ответственного родительства.

     Работа по данной технологии осуществляется на основе психолого-педагогического подхода к рассмотрению  ведущей роли семьи как социального института становления личности, актуальных проблем и особенностей семейного воспитания, типичных ошибок родителей и разнообразных форм оказания педагогической и психологической помощи семье, принципов и закономерностей социально-психологического сопровождения.

Основное содержание:

1.Проведение информационно-просветительской кампании, направленной на популяризацию семейных ценностей и пропаганды успешного опыта семейных отношений для укрепления института семьи.

2.Проведение воспитательно-реабилитационных  мероприятий, направленных на правовое просвещение  родителей (современное законодательство в сфере семейной политики).

3.Проведение воспитательно-реабилитационных мероприятий, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми, риска суицидального поведения детей и молодежи, предупреждение алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

4.Проведение цикла психологических тренингов, направленных на предупреждение и снятие эмоционального напряжения в семье.

5.Проведение культурно-досуговых мероприятий, приуроченных к празднованию знаменательных дат (Дня семьи, Дня матери, дня семьи, любви  верности, Дня защиты детей и др.), направленных на организацию совместного досуга и выработку новых форм семейного общения.

 

Технология реализуется в соответствии со следующими этапами:

1.Организационный   этап (обучение специалистов, обеспечение методической литературой,необходимой для реализации данной технологии, и ее изучение; изучение опыта работы по данному направлению в других регионах);

2.Диагностический  этап(при зачислении несовершеннолетнего на социальное обслуживание в Центр илипостановке семьи на патронажный учет):проводится диагностика детско-родительских отношений, которая предполагает определение уровня сформированности детско-родительских отношений, знаний и представлений  родителей о возрастных задачах развития детей, методах их воспитания, в результате чего выявляется уровень сформированности детско-родительских отношений, другие проблемы, которые  требуют  пристального  внимания и  помощи специалистов, определяется глубина проблем, среди которых могут быть:

-нарушения в системе  детско – родительских отношений;

-игнорирование родителями нужд и  потребностей детей;

-пренебрежение родителями своими родительскими  обязанностями;

-жестокое обращение  с детьми;

-алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость и, соответственно,созависимость членов семьи;

-трудности подросткового возраста;

-семейное насилие, эксплуатация и др. проблемы, способные привести к дезадаптации всех членов семьи.

3.Подготовительный этап — определение целей и задач работы с семьей по воспитанию ответственного

родительства, планирование мероприятий, направленныхна:

мотивацию  на обращение в психологическую службу, где  членов семьи  проконсультируют  по вопросам  конфликтологии, обучат способам решения конфликтных ситуаций, помогут сдерживать и преодолевать  отрицательные эмоции, проведут тренинговые занятия, на которых  проиграют  возможные   модели конфликтов, что поможет легче справиться с трудностями в реальной жизни;

правовое просвещение родителей, изменение их отношения к соблюдению различных прав детей для предотвращения риска нарушения прав и законных интересов  несовершеннолетних, что будет способствовать  обеспечению правовой компетентности в решении жизненных проблем;

-оказание психологической помощи, снятие психологического напряжения  через посещение  релаксационных  занятий,  расслабляющих и снимающих психологическую нагрузку,  напряжённость;

коррекцию нарушенных детско-родительских отношений,повышение  педагогической компетентности родителей в ходе индивидуальных педагогических бесед,  лекций по  педагогической тематике,  индивидуальных и групповых коррекционных занятий по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений, психологических тренингов, направленных на повышение родительского и  воспитательного потенциала семьи;

предотвращение проблем в детско – родительских отношениях, которые возникают в результате   неправильного подхода взрослых к вопросам воспитания детей.

4.Практический этап (проведение реабилитационных мероприятий согласно индивидуальному плану предоставления социальных услуг).

     На данном этапе осуществляется реализация реабилитационных мероприятий среди участников целевой аудитории, направленных на:

-продвижение позитивных образцов культуры семейных отношений;

-пропаганду семейных ценностей;

-коррекцию и профилактику нарушений детско-родительских отношений;

-формирование и развитие навыков ответственного родительства.

Формы проведения мероприятий:

-социальная реклама;

-психологический тренинг;

-тематические встречи с родительской аудиторией;

-анкетирование среди несовершеннолетних и родителей;

-творческий конкурс работ декоративно-прикладного искусства;

-литературно-музыкальное мероприятие;

-диспут с участием детей и родителей;

-ролевая игра;

-сеанс семейнойкинотерапии;

-круглый стол;

-развлекательно-игровая программа с участием детей и родителей;

-практикум;

-родительская мастерская;

-лекция по педагогической тематике;

-индивидуальная педагогическая беседа;

-индивидуальное и групповое  коррекционное занятие по проблемам  воспитания  детей   и семейных взаимоотношений.

     Перспективной формой работы по предотвращению проблем в детско – родительских отношениях является деятельность родительских клубов «Шаг из круга» по работе с социально неблагополучными семьями, «Мы одна семья» по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, деятельность клуба «Мамина гостиная» по работе с несовершеннолетними беременными/мамами, где дети и взрослые принимают совместное участие в выставках, спортивных мероприятиях, семейных праздниках,  родители пополняют свои  знания овоспитании детей, происходит  сближение  родителей с детьми. Очень эффективны такие формы работы, как приглашение на заседание клуба членов семей, которые в прошлом имели аналогичные проблемы и успешно их преодолели.  Такие мероприятия обогащают поведенческий репертуар семьи,  происходит обмен опытом позитивных семейных традиций и ритуалов.  Это  содействует    укреплению  семейных связей, повышает педагогическую грамотность в вопросах воспитания детей.

                  Также эффективной формой работы является проведение ежегодных социальных акций, направленных на предотвращение жестокого обращения в отношениидетей.

     При выявлении такой  деструктивной проблемы,  как алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость членов  семьи, являющейся одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений, в  индивидуальную  программу реабилитации семьи  включаются  мероприятия, направленные на снятие синдрома зависимости и созависимости, оказание психологической поддержки созависимым членам семьи; при выявлении фактов жестокого обращения с детьми и другими членами семьи – мероприятия по оказанию психологической помощи, направленной на решение конфликтных ситуаций в семье.

5.Аналитический этап — оценка эффективности проведенной работы, степени реализациипоставленных задач и достижения цели.

     Для оценки эффективности реализации мероприятий в рамках данной технологии используется параметрический метод, суть которого заключается в сопоставлении двух групп параметров: начальный уровень (на момент проведения первичной диагностики, до начала практической работы с семьёй), контрольный уровень — сформированность навыков ответственного родительства (на момент  проведения контрольной диагностики).

     В  качестве  параметров, отражающих уровень сформированности  навыков, используются:

-способность самостоятельно разрешать конфликтные ситуации в семье;

-умение построить доверительные отношения, найти общий язык с ребенком;

-принятие ребенка как личности;

-знание родителями индивидуальных психовозрастных особенностей ребенка;

-осознание необходимости родителями повышения родительской компетентности в воспитании детей.

     Работа по формированию и развитию навыков ответственного родительства не заканчивается на этапе отчисления ребенка из учреждения или снятия семьи с патронажного учета Центра, она подразумевает осуществление постреабилитационного сопровождения семьи, которое позволяет специалистам держать ситуацию в семье под наблюдением, а в случае необходимости — оказывать своевременную помощь и поддержку.

Технология реализуетсяс 2011 года– бессрочно.

3.       

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу технологии

-Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2009 «Об утверждении региональной программы «Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009-2010 годы «Дорога домой»;

-Постановление Правительства автономного округа от 12.08.2013 № 640-П «Об утверждении региональной программы «Профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2013-2015 годы «Лига помощи»

4.       

Сведения о ресурсах (кадровых, финансовых, материально-технических) учреждения, применяемых для реализации социальной технологии

Кадровые ресурсы:

Реализацию технологии обеспечивают специалисты Центра – 39,5 шт.ед.:

-воспитатели – 11 шт. ед.;

-социальные педагоги – 4 шт.ед.;

-специалисты по социальной работе – 17,5 шт. ед.;

-педагоги-психологи – 3 шт. ед.;

-инструкторы по труду –4  шт. ед.

     Организационную и контролирующую функции выполняют директор Центра, заместитель директора по ВРР,  заведующие отделениями, специалист отделения социальной диагностики по необходимости  оказывает содействие в осуществлении информационно-просветительской деятельности и методическом сопровождении и аналитической деятельности в рамках реализации технологии.

Контроль за финансовой стороной реализации технологии осуществляет главный бухгалтер Центра.

     Посетили окружной обучающий семинар по использованию инновационной технологии «Ответственное родительство на темы: «Ответственное родительство» — 2 специалиста (2010 год, АУ Тюменской области дополнительного профессионального образования и развития социальных технологий «Семья», г. Тюмень); «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений»- 5 специалистов (2014 год, на базе АНО «Учебно-методический информационный центр», г. Тюмень).

Финансовые ресурсы:

     Реализация технологии осуществляется за счет средств бюджета ЯНАО,а также с привлечением спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.

Материально-технические ресурсы:

     В Центре оборудованы  кабинеты для специалистов, имеется необходимое оборудование: оргтехника, мебель; созданы условия для приема посетителей, проведения коррекционно-профилактических занятий с родителями в рамках педагогической и психологической реабилитации

5.       

Механизм реализации технологии

Инновационная технология реализуется на базе структурных подразделений Центра:

-отделения социальной диагностики;

-стационарного отделения;

-семейно-воспитательной группы;

-отделения дневного пребывания;

-отделения социальной реабилитации детей — инвалидов;

-отделения социально-правовой помощи.

-участковой социальной службы по работе с семьей и детьми.

Время работы специалистов с клиентами определено графиком работы Центра.

Для эффективной реализации технологии сформирована необходимая материально-техническая база.

     Привлечение родителей для проведения с ними коррекционно-профилактической работы осуществляется путем приглашения на мероприятия, проводимые в рамках технологии. К участию в некоторых мероприятиях привлекаются несовершеннолетние.Также на мероприятия приглашаются успешные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей.

     В ходе реализации технологии специалисты взаимодействуют с заинтересованными организациями и учреждениями системы профилактики по вопросам работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации на основе заключенных соглашений о сотрудничестве.

Принципы реализации технологии

-опора на внутренний потенциал и ресурсы семьи; специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно;

-отношение к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, как к равноценному, равноправному партнеру;

-создание единого реабилитационного пространства для семьи через сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Основные группы, на которые ориентирована технология:

семьи с несовершеннолетними детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также успешные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей.

Методическое обеспечение реализации технологии:

повышение  методической грамотности специалистов в вопросах реализации технологии, оценка эффективности реализуемых мероприятий осуществляются в рамках деятельности методического совета, прохождения специалистами курсов повышения квалификации

6.       

Результаты реализации социальной технологии, их социальная и экономическая эффективность

Об эффективности данной технологии свидетельствует наличие положительной динамики по результатам ее реализации на базе  Центра:

-на первичном этапе реабилитации (до проведения первичного психолого-медико-педагогического консилиума) возвращены в родные семьи:

-в 2011 году — 27 н/л из 127 н/л, зачисленных в Центр,  что составляет 21%;

-в 2012 году — 22 н/л из 145 н/л, зачисленных в Центр,  что составляет 15%;

-в 2013 году — 46 н/л из 169 н/л, зачисленных в Центр,  что составляет 27%;

-в 2014 году — 37н/л из 179 н/л, зачисленных в Центр,  что составляет 21%,

что свидетельствует о своевременности проделанной работы по стабилизации ситуации в семье, снятию актуальности семейной проблемы и возвращению в неё несовершеннолетних;

— возвратились в родные семьи в связи с улучшением ситуации:

-в 2011 году-107из 121 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 88%;

-в 2012 году — 125из 139 н/л,выбывших из Центра, что составляет90%,

-в 2013 году-143 из 154 н/л,выбывших из Центра,  что составляет 93%,

-в 2014  году —186из 195 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 95%;

-направлены в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

-в 2011 году — 3 из 121 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 2%;

-в 2012 году — 1 из 139 н/л,выбывших из Центра, что составляет 1%,

-в 2013 году —4 из 154 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 3%,

-в 2014  году — 0из 195 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 0%;

-направлены в приемные семьи:

-в 2011 году — 3 из 121 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 2%;

-в 2012 году —  1 из 139 н/л,выбывших из Центра, что составляет 1%,

-в 2013 году —5 из 154 н/л,выбывших из Центра,  что составляет 3%,

-в 2014  году — 4из 195 н/л, выбывших из Центра,  что составляет 2%;

— снято с патронажного  учета в связи с улучшением ситуации в семье:

-в 2011 году — 1 из 71семьи, состоящей на патронажном учете Центра,  что составляет 8%;

-в 2012 году — 6 из 78 семей, состоящих на патронажном учете Центра,  что составляет 8%;

-в 2013 году — 14 из 72семей, состоящих на патронажном учете Центра,  что составляет 19%;

-в 2014 году — 19 из 69семей, состоящих на патронажном учете Центра,  что составляет 28%;

пределен статус «ставший жертвой насилия» и «подвергшийся жестокому обращению», действия родителей которых признаны жестоким обращением с н/л в судебном порядке несовершеннолетним из числа воспитанников Центра:

-в 2010 году — 0 н/л из 211 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 0%;

-в 2011 году — 2 н/л из 159 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 1,3%;

-в 2012 году –2 н/л из 183 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 1,1%;

-в 2013 году –2 н/л из 213 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет0,9%;

-в 2014 году – 0 н/л- из 238 н/л, обслуженных в условиях Центра, что составляет 0%;

-не зарегистрированы случаи отказа от новорожденных детей несовершеннолетними мамами, находящимися на сопровождении Центра.

     Организован комплексный подход к работе с проблемными семьями как через отлаженное межведомственное профессиональное взаимодействие, так и через тесное сотрудничество с бизнес-сообществами, общественными объединениями и организованными сообществами граждан г. Новый Уренгой, которые оказывали существенную помощь в ликвидации семейного неблагополучия в виде информационной поддержки, оказании содействия в  возрождении духовно-нравственных ценностей, оздоровлении и трудоустройстве членов семьи, организации развивающего досуга, отдыха в организации лечения от зависимости к ПАВ.

7.       

Затраты и перечень источников финансирования, используемых для реализации технологии

     Реализация технологии осуществляется за счет средств бюджета ЯНАО,грантовых средств,  а также с привлечением спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей, частных лиц.

 

 

 

 

Количество просмотров: 846
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

сентябрь 2017

82 086,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин