> Семейная и демографическая политика > Реализация демографической политики в ЯНАО > Реализация Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации > Информация о результатах выполнения Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2015 годы в 2013 году

   План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011-2015 годы (далее – План), утвержденный распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2010 г. № 227-РП, включает комплекс мер второго этапа реализации Концепции демографической политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 (далее – Концепция).

   План содержит 121 мероприятие, запланированное к исполнению. Срок исполнения 86 мероприятий рассчитан на весь период реализации плана.
   В 2011 году реализовывалось 115 мероприятий плана, в 2012 году – 117. В 2013 году осуществлялась реализация 103 мероприятий Плана.
   На втором этапе реализации Концепции (2011-2015 годы) перед Ямало-Ненецким автономным округом (далее – автономный округ) стоят задачи по стабилизации демографической ситуации.
   Основной акцент сделан на внедрение программ здорового образа жизни, реализацию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведение мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществление программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, а также на создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей и реализацию мероприятий по увеличению «детности» семей.
   Проведению целенаправленной семейно-демографической политики в автономном округе, принятию своевременных управленческих решений способствует деятельность Координационного совета по семейной и демографической политике автономного округа.
   Комплексные меры, реализуемые в автономном округе, оказывают положительное воздействие на демографическую ситуацию. В 2013 году демографическая ситуация в автономном округе характеризовалась снижением численности населения за счет миграционной убыли.
   Численность населения (с учетом мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 и более месяцев) в автономном округе на 1 января 2014 года составила 539,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующей датой предыдущего года численность населения округа снизилась на 0,4%.
   В 2013 году в автономном округе сохраняется высокий уровень рождаемости, в первую очередь, благодаря введению дополнительных мер поддержки семей с детьми. Так же немаловажным в вопросе повышения рождаемости является повышение мотивации семей на рождение детей, укрепление института семьи и меры морального поощрения семей, воспитывающих детей, которым в Плане уделено особое внимание.

   Значительная часть мероприятий, запланированных к исполнению, предусматривает реализацию дополнительных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, содействие улучшению жилищных условий, создание условий для укрепления института семьи и популяризации семейных ценностей.

   Достаточно развитая и обширная система поддержки семей с детьми, постоянно совершенствуется и дополняется, так с 2013 года на территории автономного округа действует Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2012 года № 1076-П.
    Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей на каждого рожденного после 31 декабря 2012 года на территории автономного округа третьего ребенка или последующих детей, совместно проживающего с ним до достижения ребенком возраста трех лет, при соблюдении некоторых условий, одним из которых является не превышение величины прожиточного минимума на душу населения, установленного постановлением Правительства автономного округа среднедушевого дохода семьи.
   Ежемесячная денежная выплата устанавливается, начиная с месяца рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка, но не ранее возникновения права на ежемесячную денежную выплату (1 января 2013 года). Предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется в размере величины прожиточного минимума на детей, установленной постановлением Правительства автономного округа на соответствующий период.
   На территории автономного округа действует Закон автономного округа от 01 июля 2011 года № 73-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе».
   Также граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории автономного округа, в соответствии с Законами автономного округа от 27 апреля 2011 года № 52-ЗАО, от 30 сентября 2011 года № 112-ЗАО и от 27 февраля 2012 года № 3-ЗАО «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
   Продолжено оказание государственной поддержки по обеспечению жильем молодых и многодетных семей, путем предоставления социальных выплат данным семьям.
   В рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда автономного округа в 2013 году продолжено оказание содействия предпринимательской инициативы женщин путем привлечения к самозанятости. Кроме того, малоимущим семьям, в целях содействия в самостоятельном повышении ими своего среднедушевого дохода, оказывается единовременная адресная помощь.
   Поддержка семей осуществляется не только в рамках материального стимулирования, но и путем морального поощрения семей, имеющих детей. С целью укрепления института семьи, в автономном округе организуются и проводятся культурные мероприятия, окружные фестивали, семейные конкурсы, приуроченные к Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню матери, Дню семьи, любви и верности.
   Реализуются проекты «Школа будущих родителей», «Моя семья – мое богатство», проект развития клуба молодой семьи «Мы» и другие.
   Активизирована работа по профилактике и оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению жильем детей-сирот по договору социального найма.
   В 2013 году в автономном округе родилось 8 941 ребенок. В 4 из 13 муниципальных образований автономного округа, по сравнению с 2012 годом, наблюдается увеличение числа родившихся детей. Среди них: город Лабытнанги – на 16,1%, город Салехард – на 7,6%, город Ноябрьск – на 3,0%, Приуральский район на 1,7%.
   Коэффициент рождаемости в автономном округе в 2013 году составил 16,4 рождений на 1000 населения. При этом коэффициент рождаемости в автономном округе выше показателя по Уральскому Федеральному округу на 8,6% (показатель составил 15,1 рождений) и в целом по России на 23,3% (показатель составил 13,3 рождений).
   Среди всех родившихся в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение числа рождений третьих детей на 10,6%.
   Увеличение числа рождений третьих и последующих детей по сравнению с 2012 годом зарегистрировано в 8 из 13 муниципальных образований автономного округа.
   Наибольшее увеличение числа рождений третьих и последующих детей в 2013 году зарегистрировано в городе Губкинский – 60,7%, в городе Лабытнанги – на 32,7%, в городе Ноябрьск на 10,3%, Приуральском районе на 10,1%, в Пуровском районе – на 9,8%, в городе Новый Уренгой – на 8,6%, городе Салехард на 8,2%, в Надымском районе – на 7,0%.

Удельный вес детей, родившихся в семье по счету, от общего числа родившихся в 2013 году

Udelnyi-ves-detei-rodivshihsya-v-seme-po-schetu-ot-obschego-chisla-rodivshihsya-v-2013-godu

   Удельный вес вторых и последующих детей составляет 60,1% от общего числа родившихся в 2013 году, третьих и последующих – 21,7%.
  Лидирующую позицию по числу рождений третьих и последующих детей от общего числа родившихся в 2013 году в рамках муниципальных образований, занимают четыре муниципальных района автономного округа. Удельный вес третьих и последующих детей среди лидеров составляет: Ямальский район – 42,5%, Приуральский район – 36,8%, Тазовский район – 33,6%, Шурышкарский район – 33,5%.
   Рост числа родившихся в определенной степени зависит от стабильности заключенных браков и увеличения брчности населения. Значительное место в Плане отведено мероприятиям, направленным на укрепление института семьи, популяризацию семейных ценностей.
   В 2013 году число зарегистрированных браков составило 5 204. Число разводов составило 3 148.
   В 2013 году на каждые сто зарегистрированных браков приходилось 60,5 разводов. В 2012 году на 100 зарегистрированных браков приходилось 64,5 разводов.

   Особое внимание в автономном округе уделяется снижению смертности населения от управляемых причин: от заболеваний, определяющих на сегодняшний день высокую смертность населения, в том числе от сердечнососудистых, онкологических и профессиональных заболеваний, от несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий, травм и отравлений.

   С целью совершенствования оказания медицинской помощи и снижения смертности населения автономного округа от социально значимых заболеваний в 2013 году приобреталось лечебно-диагностическое оборудование для нужд лечебно-профилактических учреждений округа; осуществлялось обеспечение лекарственными препаратами; проводилась подготовка и переподготовка врачебных кадров; развивались специализированные виды медицинской помощи и некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи; осуществлено усиление взаимодействия и приемственности между медицинскими учреждениями различных уровней; отработаны схемы дистанционного консультирования и маршрутов транспортировки больных.
   В целях совершенствования обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи сельскому населению для учреждений здравоохранения находящихся в сельской местности приобретено оборудование в соответствии с табелем оснащения, в том числе на развитие детской медицины, бортовая аппаратура ГЛОНАСС для оснащения автомобилей службы скорой медицинской помощи и автоматизированных рабочих мест для дежурно-диспетчерских станций.
   С целью внедрения современных информационных систем в здравоохранении были организованы студии телемедицины, установлена региональная медицинская информационно аналитическая система в учреждения здравоохранения. Кроме того, в учреждениях здравоохранения создана система льготного лекарственного обеспечения населения автономного округа, введен в эксплуатацию сервис записи на прием к врачу в электронном виде, система электронного документооборота.
   При лечении граждан автономного округа медицинскими учреждениями использовались современные методы лечения, в том числе и высокотехнологичные.
   В целях предупредительных и профилактических мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма, в 2013 году на двух расширенных заседаниях межведомственной комиссии было рассмотрено 10 вопросов, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий труда. По всем рассматриваемым вопросам были приняты соответствующие решения.
   В сфере обеспечения безопасности дорожного движения реализовывались мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, контрольно-надзорной деятельности и совершенствования организации движения транспортных средств и пешеходов в городах. Особое внимание уделялось предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. 
   С целью снижения смертности и травматизма при пожарах и иных чрезвычайных ситуациях реализовывались практические меры по снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возникновению пожаров. Для обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера созданы резервные фонды, реализованы мероприятия по оснащению поисково-спасательных отрядов (вспомогательной) техникой, оборудованием и снаряжением. Проведены мероприятия по подготовке кадров, руководящего состава и населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Обеспечена маршрутизация поступающих вызовов от заявителей по единому телефонному номеру «112».

Количество умерших в 2013 году снизилось на 3,6% по сравнению с 2012 годом и составило 2 785 человек (2012 год – 2 889).

   В 8 муниципальных образованиях автономного округа наблюдается снижение числа умерших по сравнению с 2012 годом, в том числе:  в  Красноселькупском и Шурышкарском районах – на 26,1%, город Салехард – на 12,2%, Приуральский район – на 10,3%, Надымский район – на 9,5%, Ямальский район — на 7,0%, город Лабытнанги – на 5,5%, город Новый Уренгой – на 4,4%. 
   Коэффициент смертности в автономном округе в 2013 году составил 5,1 случая смерти на 1000 населения, что ниже уровня 2012 года на 5,6%. Коэффициент смертности населения в автономном округе ниже, чем в Уральском Федеральном округе в 2,4 раза (показатель составил 12,4 умерших) и в целом по России  в 2,6 раза (показатель составил 13,1 умерших).

smertnost-na-1000-2007-2013

   В 2013 году в автономном округе среди причин смерти на первом месте остаются болезни системы кровообращения (42,1%) от числа умерших, на втором месте — внешние причины (несчастные случаи, травмы, убийства и др.) (21,4%), на третьем – онкологические заболевания (14,9%).

prichiny-smertnosti-2013

    Анализ данных о распределении умерших по отдельным причинам смерти показал, что ухудшение показателя смертности произошло в одной из трех основных групп.
    Ухудшение показателя зарегистрировано среди смертельных случаев от болезней системы кровообращения – на 0,8%, число умерших увеличилось с 1 164 случаев в 2012 году до 1 173 случаев в 2013 году.
     Снижение показателя смертности по видам заболеваний наблюдается в показателе смертности от внешних причин – на 6,9%, в показателе смертности от новообразований – на 15,0%.
    В 2013 году от внешних причин умерло 597 человек (2012 год – 641 человек), число умерших от новообразований составило 414 человек (2012 год – 487 человек).
    Среди внешних причин смерти выделяют смертельные случаи от дорожно-транспортных происшествий, пожаров и чрезвычайных происшествий.
    В автономном округе обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения на протяжении 2013 года характеризовалась снижением всех трех основных показателей уровня аварийности.
    В 2013 году произошло 667 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Снижение числа ДТП составило 10,1% (2012 год — 742). Число травмированных в ДТП снизилось на 8,7% и составило 913 человек (2012 год — 1000). Число погибших в дорожных авариях уменьшилось на 3,7% и составило 78 человек (2012 год – 81).
    В 2013 году произошло 667 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Снижение числа ДТП составило 2,6% (2012 год – 742, 2011 год — 685). Число травмированных в ДТП увеличилось на 0,1% и составило 913 человек (2012 год – 1000, 2011 год — 912). Число погибших в дорожных авариях снизилось на 7,1% и составило 78 человек (2012 год – 81, 2011год — 84).
    Показатель тяжести последствий от ДТП (количество погибших на 100 пострадавших) составил 7,9 (2012 год – 7,5). 
   Обстановка с обеспечением пожарной безопасности в 2013 году по сравнению с 2012 годом характеризуется снижением числа пожаров, пострадавших и умерших в результате пожаров.
    За 2013 год на территории автономного округа зарегистрировано 716 пожаров, в которых погибло 30 человек и 92 человека получили травмы различной степени тяжести (в 2012 году зарегистрировано 729 пожаров, в которых погибло 34 человека и 95 человек травмировано).
   Среди показателей смертности также выделяют показатели младенческой смертности. В 2013 году число детей, умерших в возрасте до года осталось на уровне предыдущего года и составило 93 ребенка.
   Снижение младенческой смертности зарегистрировано в 7 муниципальных образованиях автономного округа: на 50,0% в Приуральском районе и городе Ноябрьск, на 36,4% в Надымском районе, на 16,7% в городе Салехард, на 12,5% в Ямальском районе. В городе Губкинский и Красноселькупском районе в 2013 году случаи младенческой смертности не регистрировались.
    В Шурышкарском районе случаи младенческой смертности не регистрировались как в 2013 году, так и в 2012 году.

Уделено внимание мероприятиям, направленным на создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья населения.

    В автономном округе успешно функционируют центры здоровья, которые организуют и проводят мероприятия в области гигиенического обучения и воспитания населения, осуществляют информационное обеспечение по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, оказывают населению профилактическую и консультативно-оздоровительную помощь.
    С целью стимулирования и поощрения жителей автономного округа, активно занимающихся физической культурой и спортом, в автономном округе предусмотрена государственная поддержка талантливой молодежи, осуществляются единовременные поощрения спортсменов, показавших высокие спортивные результаты.
    Молодежь автономного округа активно привлекалась к участию в спортивно-массовых мероприятиях, а также окружных фестивалях молодежных субкультур, в волонтерском движении, проектах и акциях направленных на пропаганду здорового образа жизни, формирование ответственной, адаптированной, здоровой личности.
    В 2013 году проведены соревнования XV Спартакиады трудящихся городов и районов автономного округа, региональные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».
    Реализовывались мероприятия по организации круглогодичного отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей за пределами автономного округа. Продолжена практика организации палаточных лагерей как одной из малозатратных, доступных форм активного отдыха детей и молодёжи.
    Естественный прирост населения по автономному округу в 2013 году составил 6 156 человек. Рождаемость в автономном округе превышает смертность в 3,2 раза.
    В 2013 году естественный прирост населения зарегистрирован во всех муниципальных образованиях автономного округа.
    В 5-ти из 13 муниципальных образований автономного округа показатели естественного прироста превысили показатели 2012 года, в их числе: город Лабытнанги – на 47,8%, город Салехард — на 19,9%, Приуральский район – на 13,0%, Шурышкарский район – на 12,1%, город Ноябрьск – на 3,5%.
    Коэффициент естественного прироста в автономном округе в 2013 году составил 11,3 промилле, что выше, чем показатель по Уральскому Федеральному округу, в 4,2 раза (показатель составил – 2,7 человек на 1000 населения) и в целом по России в 56,5 раз (показатель составил – 0,2 человека).
    Планом предусмотрены меры, стимулирующие внутреннюю трудовую миграцию с учетом перспектив развития отраслей экономики автономного округа, соблюдения законодательства в сфере труда и миграции.
    При принятии решения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников учитываются многие факторы, в том числе возможность трудоустройства на эти рабочие места безработных граждан, выпускников образовательных учреждений профессионального образования автономного округа или граждан из трудоизбыточных регионов России.
    Важной составляющей демографического развития региона является миграция. Характерной чертой миграционных процессов в автономном округе является повышенная интенсивность миграционных потоков в обе стороны.
    В 2013 году миграционная убыль населения составила 8 124 человека, что более чем в 7 раз выше уровня 2012 года. В 2012 году миграционная убыль составляла 1 127 человек.
    Миграционная убыль за отчетный период сложилась за счет миграционного обмена в пределах Российской Федерации. Миграционная убыль в пределах России составила 10 645 человек. За счет международного обмена в автономном округе зарегистрирован миграционный прирост 2 521 человек.
    В 2013 году в автономный округ прибыло 44 191 человек (99,9% к 2012 году), выбыло – 52 315 человек (115,4% к 2012 году).
    Следует отметить, что миграция населения в автономном округе происходит в основном в пределах Российской Федерации (в 2013 году прибыло на территорию автономного округа 74,9% от общего числа прибывших в автономный округ; выбыло 83,6% от общего числа выбывших).
    Важную роль в Плане занимает информационное сопровождение проведения демографической политики, регулярное освещение актуальных вопросов демографической политики.
    Проводимые мероприятия по улучшению демографической ситуации в автономном округе систематически освещаются в печатных, электронных и иных средствах массовой информации регионального и муниципального уровня. Функционируют постоянные тематические печатные рубрики и телевизионные программы. В созданных рубриках, информационных и тематических программах активно ведется работа по разъяснению федерального и окружного законодательства, по информированию населения о реализации мероприятий, запланированных в рамках окружных и муниципальных программ.
    Осуществляется постоянное информационное сопровождение плановых мероприятий реализации семейной и демографической политики, пресс – конференций, координационных советов. Регулярно проводятся прямые эфиры, круглые столы с участием должностных лиц исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, работников здравоохранения и образования, представителей общественных организаций.
    Таким образом, выполнение мероприятий Плана по улучшению демографической ситуации в автономном округе, достигнутые показатели, свидетельствуют об эффективном проведении работы по выполнению задач 2 этапа реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Количество просмотров: 715
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

август 2017

83102,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин