Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» муниципального образования город Салехард

Проект «Шаг за шагом» по созданию комнаты социально-бытовой адаптации для лиц с ограниченными возможностями здоровья

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ»

 Характеристика проблемы, актуальность реализации инновационной технологии

     Главной ценностью современного общества является человек. Создание развитой экономики, социально-экономические и политические преобразования, утверждение гуманистических ценностей, все это направлено на создание условий для его полноценной жизни. Однако, в современном обществе все еще остаётся одной из самых актуальных и значимых — проблема инвалидности, так как с каждым годом, количество людей, имеющих серьезные ограничения жизнедеятельности, неуклонно растет. Согласно статистическим данным, в муниципальном образовании город Салехард зарегистрировано 1496 лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 168 детей-инвалидов.

     В настоящее время, активно и достаточно успешно ведется работа по разработке и выполнению индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивается реабилитационная индустрия. Но, несмотря на это, механизм адаптации инвалидов к основам жизнедеятельности общества находится в процессе изучения, хотя именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами. Таким образом, проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы инвалидов.

     Актуальность реализации инновационной технологии в рамках проекта «Шаг за шагом» заключается в том, что мероприятия по социально-бытовой адаптации инвалидов, представлены, в большей степени, адаптацией внутриквартирного пространства. Однако, основываясь на результатах проведенного опроса, инвалиды — клиенты Учреждения (отделения социального сервиса), испытывают потребность в получении помощи, консультаций и советов в части приспособления граждан с ограниченными возможностями здоровья к бытовым условиям, к выполнению обыденных функций по самообслуживанию. Организация такого рода помощи способствовала бы более успешной интеграции инвалидов в общество, ведь восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, специалисты социальной сферы помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, помогают их полноценному развитию.

     Для усовершенствования процесса социально – бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в социуме и в быту, возможности организации модели независимой жизнедеятельности требуется создание комнаты (кабинета) социально-бытовой адаптации инвалидов.

     Комната социально-бытовой адаптации представляет собой модель жилого помещения, которая оборудована вспомогательными техническими средствами реабилитации, доступными для инвалидов, с приспособлениями для обучения правилам пользования техническими средствами реабилитации и бытовым навыкам, в соответствии со спецификой имеющихся заболеваний.

Цель и задачи, концептуальные подходы, основное содержание, этапы и сроки реализации инновационной технологии

Цель создания и дальнейшей работы бытовой комнаты – приспособление человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, к условиям социума. Основная роль специалиста в комнате социальной адаптации – обучить инвалида и помочь ему закрепить приобретенные навыки, т.е. предоставить возможность сделать самому тот или иной набор упражнений.

Задачи:

  • Создать условия и помочь лицам с ограниченными возможностями здоровья пройти курс обучения основным социальным навыкам при помощи технических средств реабилитации;
  • обучить инвалидов пользованию специальным адаптивным оборудованием, с помощью наглядных пособий (модулей);
  • предоставить необходимую информацию, в том числе консультативную помощь, как инвалидам, так и членам их семей, с проведением практических занятий.

Объект – лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, члены их семей.

Предмет – механизм предоставления социальных услуг инвалиду по обучению основным навыкам социально-бытовой адаптации.

Концепция данного проекта не рассматривает людей с ограниченными возможностями как лиц с «остаточной трудоспособностью», концепция рассматривает инвалидов как людей с особыми, дополнительными потребностями, потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Основные принципы концепции:

  1. Принцип социального подхода к инвалидности. Принцип основан на несовершенстве окружающей инвалида среды, построенной на стереотипах и предубеждениях, и рассматривает саму инвалидность не как проблему человека, а как проблему физических и социальных барьеров, не дающих возможность инвалиду реализовать свои права и возможности.
  2. Принцип независимой жизни, который гласит о том, что инвалид имеет право (и должен иметь возможность) выбирать самостоятельно образ своей жизни. Этот принцип основан на философии независимой жизни, которая определяется как возможность определять свою жизнь на основе личностного выбора, сводящего к минимуму зависимость от окружающих в принятии решений и осуществлении деятельности в различных сферах жизни, т.е. сведение к минимуму психологической и физической зависимости от других.
  3. Принцип равных возможностей, предполагающий равенство инвалидов в реализации их прав, как членов общества, в различных сферах деятельности.

Основное содержание проекта. Проект включает 4 этапа реализации:

  1. Оценка возможности независимой жизнедеятельности.
  2. Социально-средовая диагностика.
  • Обучение навыкам семейно-бытовой деятельности.
  1. IV.Обучение навыкам самостоятельного проживания.

На I этапе на основе мониторинга ИПР и обработанных социальных паспортов проводится предварительная (заочная) оценка адаптации инвалида – клиента Учреждения, к независимой жизни, к различным социально-бытовым условиям жизни, включающая элементы социального поведения. На этом этапе специалист определяет степень доступности инвалидов к активному участию в социальных, политических и экономических процессах, доступность к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, к самостоятельному управлению жизненными ситуациями.

На II этапе, определив по результатам I этапа круг потенциальных клиентов – пользователей комнаты социально-бытовой адаптации, специалист по социальной работе (по желанию клиента) проводит социально-средовую диагностику на предмет участия инвалида во всех обычных общественных взаимоотношениях (с семьей, друзьями, соседями), умения пользоваться телефоном, телевизором, радио, компьютером, др.

На этом этапе специалист проводит консультирования по вопросам социального обслуживания и набору всех, предоставляемых Учреждением, услуг.

На III этапе, специалистом проводится оценка приспособленности инвалида к семейно-бытовой деятельности в социально-бытовых условиях, уточнения нуждаемости в технических средствах реабилитации и, в зависимости от полученных результатов диагностики, обучение персональному уходу, персональной сохранности, овладению социальными навыками, обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими.

IV этап — практический и подразумевает обучение инвалидов социальной независимости и направлен на формирование и закрепление навыков самостоятельного проживания, коммуникативных, социальных, трудовых навыков, навыков самообслуживания.

Сроки обучения для инвалида либо для его близкого окружения индивидуальны. В зависимости от сложности нарушенных функций и имеющихся ограничений жизнедеятельности требуется от 1 – 2 до 10 и более посещений. Обучение инвалида предусматривает, что специалист по социальной работе и социальный работник разъясняют и показывают приемы пользования техническими средствами, которыми оборудована комната, помогают инвалиду в его тренировке, отработке навыков и умений.

Перечень нормативных правовых актов, положенных в основу разработанной технологии

— Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

— Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.11.2005 г. № 74-ЗАО «О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе»;

— постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.01.2007 г. № 21-А «Об утверждении порядка и условий социального обслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа»;

— постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.02.2008 года № 40-А «Об утверждении государственных стандартов (основные виды, объем и качество социальных услуг, предоставляемых населению Ямало-Ненецкого автономного округа), методики расчета тарифов на социальные услуги, перечней мягкого инвентаря, мебели, оборудования и технических средств для учреждений социального обслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа»;

Сведения о ресурсных возможностях Учреждения для реализации технологии (кадровых, финансовых, материально-технических)

Кадровый ресурс специалистов, привлекаемых для реализации технологии, формируется исходя из кадровых единиц муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» муниципального образования город Салехард:

-специалисты по социальной работе;

-социальный работник.

Имеющиеся финансовые ресурсы – бюджет Учреждения и возможные денежные средства, полученные в качестве гранта и/или финансовой поддержки.

     Материально-техническое обеспечение предполагает использование материально-технической базы Учреждения, в том числе имеющегося оборудования, а также приобретение специализированного оборудования, за счет поступивших денежных средств, полученных в качестве гранта и/или финансовой поддержки.

Механизм реализации инновационной технологии

     Суть реализации инновационной технологии в организации доступности и получении инвалидами жизненно-необходимых знаний и навыков социально-бытовой адаптации в условиях оборудованной модели жилого помещения, так называемого “жилого модуля”. Модуль содержит зоны прихожей, кухни, зоны для пользования техническими средствами реабилитации.

     В первую очередь, предполагается обучение бытовым навыкам на тренировочном стенде, с помощью размещенных на нем управляющих устройств: дверные ручки, кнопки, цоколи для электроламп, выключатели, розетки, шнуровки, молнии, а также мясорубка, телефонный аппарат. 

В рамках обучения проводятся комплексы упражнений:

  • комплекс направлен на восстановление мелкой моторики. С этой целью, для удобства клиента, стенд приводят в горизонтальное положение, первые упражнения инвалид делает вместе со специалистом, затем самостоятельно;
  • комплекс, тренирующий захваты в кистях, который проводят на вертикально установленном стенде.

Занятия проводят ежедневно по 20-30 минут.

Затем проводится обучение пользованию бытовыми приборами: электроплитой, электроутюгом, водопроводными кранами в мойке, но без подключения воды и электричества. Затем работу продолжают в реальных условиях под контролем социального работника. Занятия по восстановлению бытовых навыков проводятся индивидуально или в малых группах по 2 — 3 человека, с участием, при необходимости, родственников обучающихся.

Кроме того, процесс обучения включает в себя:

  • Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации:

-подбор модели технического средства с учетом ИПР;

-обучение инвалида (если нужно – членов его семьи) навыкам пользования техническим средством;

-мелкий ремонт технического средства.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации осуществляет специалист по социальной работе, социальный работник.

     Зона прихожей должна быть оборудована мебелью и вешалками, доступными для инвалида, пользующегося креслом-коляской, различными приспособлениями для одевания и раздевания (рожками для обуви и приспособлениями для снятия обуви, держателями одежды, крюками для одевания и раздевания и др.).

Зона кухни должна быть оснащена кухонной мебелью, доступной для инвалида на кресло-коляске.

На кухне должны быть:

— вспомогательные средства для приготовления пищи и напитков (средства для взвешивания и измерения, резки, рубки, чистки продуктов, бытовые электрические машины, средства для варки и жарки);

— вспомогательные средства для ведения домашнего хозяйства (совки, щетки, губки, пылесосы, вакуумные очистители, половые швабры и др.);

— вспомогательные средства для открывания бутылок, банок, для захвата и удержания, держатели щеток, “хваталки”;

— вспомогательные средства для помощи при еде и питье (термосы, дозаторы сахара, специальные ножевые изделия, специальные кружки и стаканы, чашки и блюдца, подносы для бутербродов, нажимные резаки и др.).

Кроме того, должны быть представлены технические средства для передвижения:

-трости для ходьбы, в т.ч. белые трости для слепых;

-трости трехопорные (триподы), четырехопорные (квадриподы), пятиопорные;

-костыли (локтевые, с опорой на предплечья, подмышечные);

-рамы для ходьбы (ходунки);

-прогулочные, комнатные кресло-коляски, кресло-коляски с электроприводом;

-приспособления для кресло-колясок и др.

     Весь жилой модуль должен быть действующим, в нем должно проводиться информирование и консультирование по техническим средствам реабилитации, их подбор, обучение пользованию. Для определения результатов работы комнаты социально-бытовой адаптации специалистами заполняется журнал консультаций в комнате социальной адаптации (приложение №1). Кроме того, регулярно будет проводиться анкетирование (опрос) клиентов о качестве проведенных занятий.

 Ожидаемые конечные результаты от реализации инновационной технологии, их социальная и экономическая эффективность

     Основным результатом социальной адаптации инвалида будет появление у инвалидов чувства удовлетворенности жизнью, расширения возможностей для проявления творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы (в семье, с друзьями) и среде жизнедеятельности.

Помимо этого, успешная реализации данной технологии даст возможность:

-организовать свободный доступ к получению навыков социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями здоровья;

-расширить профессиональное ориентирование деятельности Учреждения;

-повысить качество предоставляемых услуг;

-оказать необходимую социальную поддержку наименее защищенным категориям населения.

-охватить граждан, нуждающихся в услугах социально-бытовой адаптации в среднем на3-5 клиентов в месяц. Планируемый годовой показатель – 45-50 человек.

С точки зрения социальной и экономической эффективности, реализация проекта позволит достичь:

  • социальная эффективность

— успешная интеграция и социализация инвалидов в общество

— свободный доступ к получению услуг социально-бытовой реабилитации и адаптации

— возможность определить клиенту степень нуждаемости в ТСР

  • экономическая эффективность

— отсутствие необходимости в привлечении дополнительных специалистов

— отсутствие затрат клиентов для получения возможности обучения необходимым навыкам на бытовом оборудовании, в том числе пользованию ТСР

Достигнутые результаты на каждом этапе реализации инновационной технологии

     В настоящее время, степень реализации проекта составляет 30%. На I этапе определен круг потенциальных пользователей комнаты социальной адаптации, и, с целью обеспечения транспортной доступности, им предлагаются услуги службы «Социальное такси». На этапе оценки социально-средовой диагностики, специалисты отделения социального сервиса проводят беседы с клиентами на предмет участия инвалида в обычных общественных взаимоотношениях. Этап проведения по обучению семейно-бытовой деятельности реализуется в части предоставления технических средств реабилитации и обучения пользованию ими. Заключительный, IV этап по обучению навыкам самостоятельного проживания инвалида в настоящее время находится на начальной стадии реализации. Мероприятия проводится в форме межличностного общения.

Механизм оценки результатов инновационной технологии

Эффективность мероприятий и проекта в целом определяется на основании:

— проводимого анкетирования (опроса) о качестве приобретенных знаний в ходе посещения занятий в комнате социальной адаптации;

— количества клиентов, прошедших обучение;

— востребованности клиентов в предоставлении услуг социально-бытовой адаптации.

Предполагаемые затраты и перечень источников финансирования, смета расходов

Предполагаемые затраты представлены в смете расходов на реализацию инновационной технологии. Источник финансирования — бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа и возможные денежные средства, полученные в качестве финансовой поддержки данного проекта.

Смета расходов на реализацию инновационной технологии в рамках проекта «Шаг за шагом»

№ п/п

Наименование

Кол-во

 

Цена за единицу (руб.)

Сумма

(руб.)

1.

Приобретение оборудования и технических средств для зоны «Кухня»:

 

 

 

 

фиксаторы для удерживания и открывания банок 3-х видов

3 шт.

600

1800

 

Нескользящие коврики для посуды и продуктов питания

3 шт.

400

1200

 

Специальные столовые приборы, оснащенные ручками из нескользящего материала (ложка, вилка, нож);

3 шт.

500

1500

 

Ограничитель для пищи

3 шт.

600

1800

 

Поильники

2 шт.

100

200

 

Дозаторы для сыпучих продуктов

3 шт.

200

600

 

Специальные разделочные доски, оснащенные металлическими удерживателями, деревянными ограничителями и резиновыми фиксаторами

2 шт.

2000

4000

 

Приспособления для очистки овощей и фруктов

1 наб.

2000

2000

 

Приспособления для открывания консервных банок,

механические и электрические

2 шт.

2000

4000

 

Безопасное приспособление для заточки ножей

2 шт.

200

400

 

Приобретение бытового оборудования:

 

 

 

 

Кухонная посуда

1 наб.

5000

5000

 

Приобретение бытовых электроприборов:

 

 

 

 

электроплита

1 шт.

4000

4000

 

электроутюг

1 шт.

3000

3000

Итого:

28900

2.

Приобретение оборудования и технических средств для зоны «Прихожая»

 

 

 

 

шкаф

1 шт.

20000

20000

 

вешалка

5 шт.

200

1000

 

рожки для обуви

3 шт.

1000

3000

 

крючки для захвата

3 шт.

500

1500

Итого:

25500

ИТОГО:

54400

 

Предполагаемое распределение суммы гранта

Сумму гранта планируется распределить на внедрение инновационного технологии и дальнейшее ее перспективное развитие.

 

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

     Основы жизнедеятельности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, практически не обращая на это внимание, могут стать серьезным социальным и бытовым барьером для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача данного проекта помочь, оказать поддержку инвалидам в преодолении этих барьеров, для полноценного и активного участия в жизни общества.

Реализация инновационной методики позволит:

— расширить спектр реабилитационных услуг;

— охватить граждан, нуждающихся в услугах социально-бытовой адаптации.

Для клиентов Учреждения:

— повысить уровень знаний и навыков социально-бытовой адаптации;

— повысить степень интегрирования инвалидов в общество;

-приобрести навыки обращения с современными технологиями и оборудованием.

     Эффективность и значимость данного инновационного проекта заключается в том, что применение технологий социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья позволит им чувствовать себя свободно, включаться в различные виды деятельности, обрести самостоятельность, уверенность в своих возможностях и меньшую степень зависимости от помощи других людей.

Приложение №1

ЖУРНАЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ

№ п/п

Дата приема (первично, повторно)

Ф.И.О.

Возраст

Статус

Виды нарушений социальной адаптации

Реабилитационные

мероприятия

Эффективность

Примечания

Консультации по вопросам социальной адаптации

Консультации по ТСР

Развитие двигательной активности

1

                   

2

                   

 

Количество просмотров: 834
Данные Ямалстата

Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть

сентябрь 2017

82 086,0 р.

Яндекс.Метрика
Логин