Опыт внедрения информационных технологий в сфере социальной защиты населения с целью оказания адресной социальной поддержки населения Ямало-Ненецкого автономного округа

С 2005 года на территории автономного округа осуществляется работа по автоматизации деятельности органов социальной защиты населения муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – органы социальной защиты населения, автономный округ) по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов.

С начала 2006 года в органах социальной защиты населения установлен и внедрен единый программный комплекс «Корпоративная информационная система социальной сферы «iSZN», разработчик ЗАО фирма «ИТЭС» г. Тюмень (официальный сайт разработчика www.ites.ru) (далее — КИС «iSZN»), позволивший автоматизировать процесс оказания услуг по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по определению социального статуса гражданина, по начислению и выплате социальной помощи гражданам.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области информации и защиты информации КИС «iSZN» зарегистрирована как региональный информационный ресурс и занесена в Реестр информационных ресурсов автономного округа.

Аналогичная информационная система функционирует в органах социальной защиты населения Тюменской области.
Развитие системы и расширение функциональных возможностей информационной системы с 2006 года проводится в рамках исполнения мероприятий по реализации Концепции создания и развития Единой информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 06.10.2006 № 445-А, и Закона автономного округа от 20.12.2007 года № 139-3АО «Об окружной целевой программе «Развитие Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы».

На первом этапе (2006 -2007 годы) разработаны и успешно внедрены в органах социальной защиты населения, следующие составляющие системы:

  • «Детские пособия»;
  • «Доплата к пенсии льготным категориям граждан»;
  • «Адресная социальная помощь малоимущим гражданам»;
  • «Компенсация стоимости оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива»;
  • «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг»; — «Компенсация стоимости услуг связи»;
  • «Меры социальной поддержки льготным категориям граждан»;
  • «Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия»;
  • «Учет семей, находящихся в социально опасном положении, учет беспризорных и безнадзорных детей»;
  • «Интегрированный центр учета и консолидации информации, формирующейся в подведомственных учреждениях».

Выстроена вертикаль информационного взаимодействия, обеспечивающая возможность передачи данных от органов социальной защиты населения на окружной уровень — в департамент по труду и социальной защите населения автономного округа. Передача данных проводится в соответствии с регламентом передачи информации с использованием средств криптографической защиты информации.

Внедрение единого программного решения в органах социальной защиты населения позволило свести несколько функциональных модулей в единую систему, унифицировать схему работы органов, привести их к единой форме отчетности и структуре хранения данных.

Одним из важных результатов автоматизации стала возможность ведения на уровне департамента по труду и социальной защите населения автономного округа единой консолидированной базы данных льготного населения округа.

В настоящее время база данных содержит сведения о гражданах, имеющих право на меры социальной поддержки, социальную помощь, а также членах их семей, сформированные в электронные личные дела (численность которых достигает 326 тысяч, что составляет 59 процентов от общей численности населения автономного округа).

Электронное личное дело состоит из следующих разделов:

  • идентификационные сведения о гражданине;
  • сведения о присвоенных гражданину категориях, в т.ч. льготных;
  • сведения о потребностях гражданина в мерах социальной поддержки, социальной помощи и социальных услугах;
  • сведения о выплатах, производимых органами социальной защиты населения в адрес гражданина;
  • сведения об оказанных социальных услугах;
  • сведения о родственных отношениях между гражданами;
  • сведения о составе домохозяйства граждан;
  • сведения о доходах гражданина;
  • сведения о состоянии здоровья гражданина;
  • сведения о социально-бытовых условиях проживания гражданина.

С целью интеграции процессов учета мер социальной поддержки населения автономного округа в единое информационное пространство в 2008 году была организована и проведена следующая работа:

  • разработана и протестирована подсистема «Социальное обслуживание населения» для учреждений системы социального обслуживания населения автономного округа и принята к тиражированию на территории автономного округа;
  • разработаны технические решения для автоматизации удаленных рабочих мест специалистов органов социальной защиты населения в населенных пунктах районного подчинения.
  • разработана и внедрена подсистема «Информационный киоск», которая позволяет подключить к серверу корпоративной информационной системы неограниченное количество публичных терминалов, предоставляющих пользователям доступ к следующей информации:
  • общие сведения о пользовании киоском, в том числе справочные сведения;
  • объявления, публикуемые органом социальной защиты населения, в обратном хронологическом порядке;
  • перечень социальных категорий граждан и положенные им по действующему законодательству меры социальной поддержки на данной территории автономного округа;
  • перечень нормативно-правовых актов вместе с полными их текстами.

Информационные киоски установлены в органах социальной защиты населения и департаменте по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

В целях реализации постановления Администрации автономного округа от 13.02.2009 № 68-А «О социальной паспортизации семей в Ямало-Ненецком автономном округе» на базе КИС «iSZN» разработан механизм паспортизации семей в автономном округе, которая проводится на добровольной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Социальная паспортизация семей обеспечивает решение следующих задач:

  • организации учета и категорирования семей, проживающих на территории автономного округа;
  • получения информации о социально-экономическом положении семей;
  • совершенствования комплекса мер, направленных на укрепление института семьи;
  • обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа информацией о социально-экономическом положении семей для планирования деятельности и осуществления контроля результативности проводимых мероприятий.

В соответствии с планом мероприятий окружной целевой программы «Развитие Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы», направленных на развитие автоматизированной информационной системы и обеспечения адресной социальной поддержки населения автономного округа, в 2009 году предусмотрено:

  • расширение и усовершенствование функционала системы;
  • проведение мероприятий по адаптации и конфигурированию КИС «iSZN» в соответствии с вносимыми изменениями в федеральное и региональное законодательство;
  • тиражирование подсистемы «Социальное обслуживание населения» в учреждениях системы социального обслуживания на территории муниципальных образований автономного округа;
  • автоматизация удаленных рабочих мест специалистов органов социальной защиты населения в населенных пунктах районного подчинения и подключение их к серверам КИС «iSZN», установленных в органах социальной защиты населения;
  • обеспечение интеграции КИС «iSZN» с информационными ресурсами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по автономному округу с целью реализации информационного обмена сведениями о пенсионерах автономного округа.

Для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия между информационными системами органов социальной защиты населения, службами ЗАГС и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению в корпоративной информационной системе реализован механизм передачи информации в соответствии с атрибутивным составом потока данных.

С целью поддержки функциональности процесса предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг постановлением Администрации автономного округа от 25.01.07 № 24-А «Об утверждении электронных регламентов информационного обмена между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, и органами социальной защиты населения муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа» утверждены форматы файлов межсистемного взаимодействия предприятий жилищно-коммунального хозяйства и органов социальной защиты населения автономного округа.

В КИС «iSZN» реализован механизм формирования отчетных и выходных форм как в электронном виде, так и на бумажном носителе с целью предоставления информации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, центры занятости населения автономного округа, представительство автономного округа в Тюменской области, а также в кредитные учреждения и почтовые отделения, осуществляющие выплату и доставку социальных выплат населению и др.

В настоящее время КИС «iSZN» позволяет обеспечить единую программно-технологическую основу органов социальной защиты населения и учреждений системы социального обслуживания населения автономного округа для осуществления эффективной адресной социальной поддержки населения автономного округа, в том числе осуществлять управление социальной сферой на основе достоверной, полной и оперативной информации с применением принципа адресности и обеспечить проведение информационно-аналитических работ, выбора вариантов принятия оптимальных решений, моделирования ситуаций и реализации обоснованного прогноза развития сферы социальной защиты населения.

Оценивая тенденции и перспективы развития современных информационных технологий для решения государственных задач в области реформы системы социального обеспечения, в состав мероприятий окружной целевой программы «Развитие Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы» включены работы первого этапа создания на территории автономного округа интегрированной автоматизированной информационной системы предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИАИС «Социальная карта жителя Ямала»).

На первом этапе выполнения работ запланированы мероприятия по разработке концепции и программы создания ИАИС «Социальная карта жителя Ямала», которые включают в себя работы по проведению детального анализа целесообразности и актуальности внедрения электронной социальной карты, по определению оценки экономической эффективности ее внедрения на территории автономного округа и подтверждению крупномасштабного применения социальной карты широкими слоями населения Ямала.

Региональный банк данных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь

С целью обеспечения учёта населения и реализации прав граждан на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального и окружного бюджетов, а также для обеспечения качественного и эффективного использования финансовых средств, направленных на предоставление адресной социальной поддержки населения Ямало-Ненецкого автономного округа и решения задач в пределах своих полномочий, в части реализации государственной политики в сфере социальной поддержки, социальной помощи, социального обслуживания населения и основных направлений демографической политики в автономном округе и руководствуясь пунктом 6 раздела III окружной целевой программы «Развитие Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы», утвержденной Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.07 № 139-ЗАО «Об окружной целевой программе «Развитие Единой комплексной информационной системы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы»; подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.06 № 55-ЗАО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе»; Положением о департаменте по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2008 № 483-А «О департаменте по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа» департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет деятельность по ведению и формированию регионального банк данных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь на базе Корпоративной информационной системы социальной сферы «iSZN» (разработчик ЗАО фирма «ИТЭС» г. Тюмень».

Региональный регистр получателей мер социальной поддержки

Во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в целях обеспечения реализации прав граждан на получение мер социальной поддержки за счет средств окружного бюджета, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направленных на финансирование мер социальной поддержки населения Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2005 № 282-А утвержден порядок ведения Регионального регистра получателей мер социальной поддержки.

Органом, осуществляющим ведение Регионального регистра получателей мер социальной поддержки, является департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Информационный ресурс занесен в Реестр информационных ресурсов и систем Ямало-Ненецкого автономного округа

Количество просмотров: 3211

Есть вопросы по социальной защите?

Обращайтесь в консультационный центр

социальной защиты Ямала:

тел.8 800 302 94 40

время работы:

в рабочие дни с 08.00 до 20.00

 

Прожиточный минимум
IV кв. 2018 г. по ЯНАО
На душу населен. 15931р.
Трудоспособные 16629р.
Пенсионеры 12543р.
Дети 15852р.
Данные Ямалстата
Средняя заработная плата в ЯНАО
Свернуть/Развернуть
Сентябь 2018

86 013 р.

Общероссийский детский телефон доверия
Общероссийский детский телефон доверия
Метрика сайта
Яндекс.Метрика
Логин